Это
гигантское полотно Курбе сделал центральным
экспонатом своего "Павильона реализма",
устроенного им в противовес официальной
экспозиции французской живописи на Всемирной
выставке 1855 года. Второе название этой картины:
"Реальная аллегория, характеризующая
семилетний период моей творческой жизни".
Таким образом, ее можно отчасти считать
саморекламой художника.
В центре композиции мы видим
самого художника, пишущего пейзаж. За его работой
наблюдают обнаженная натурщица и маленький
мальчик. О фигурах, стоящих справа, Курбе сообщал
в письме к Шамфлери: "Это люди, разделяющие мои
идеи; они достойны жизни". Среди них - Шамфлери,
Брюйа, Прудон и Бодлер. Фигуры слева "достойны
смерти; это страдание, нищета, роскошь,
эксплуатируемые и эксплуататоры". Несмотря на
подробные автообъяснения, загадок у этого
произведения хватает. Курбе что-то
недоговаривал, делая это сознательно. "Да
будет счастлив тот, - воскликнул он в том же
письме, - кто сумеет разгадать эту загадку!"
Воссоздаем работу Курбе
Изображенные на картине
фигуры расположены на обширном затемненном
пространстве так, что невозможно не только
установить их взаимоотношения, но даже понять,
подозревают ли они о существовании друг друга.
Мотивировка этого дана во втором названии
произведения - не "реальная сцена", а
"аллегория реальности". Все персонажи здесь
появляются лишь для того, чтобы каким-то образом
описать и разъяснить творчество художника. Они
представлены в виде "живого табло" -
популярной в то время игры. В нее играли так -
участники надевали театральные костюмы и
замирали в выбранных ими позах, изображая
"живую картину", значение которой должны
были угадать зрители.
Оживляя эту статичную
композицию, Курбе искусно манипулирует светом и
тенью. Поскольку атмосфера картины достаточно
мрачна и печальна, художник заставляет основной
свет падать сквозь отверстие сзади, а
дополнительный источник света устанавливает
справа. Разрозненные портреты Курбе объединяет в
группы, ритмично чередуя свет и тень и размещая
головы стоящих вдоль одной линии.
Если женщина, обнимающая
мужчину, ярко освещена, то его фигура
представляет собой темный силуэт. Волосы женщины
ярко выделяются на светлом фоне, а ее лицо залито
светом, падающим спереди. В промежутке между этой
парой и читающим книгу Бодлером первоначально
была изображена любовница поэта, но впоследствии
Курбе убрал ее с полотна.
1. Богатство фактуры
Для воспроизведения наш
художник выбрал фигуры "светской дамы и ее
мужа" - с ее бывшим любовником, поэтом Бодлером,
и женщиной в белом по краям. Этот участок полотна
обнаруживает талант Курбе в изображении
различных фактур ткани (это касается, например,
шали женщины). Первым делом наш художник сделал
предварительный рисунок, а затем закрасил все
пространство - за исключением голов и рук. На
стенах, образующих задний план, он подчеркнул
темные участки так, чтобы они уцелели при
дальнейшем окрашивании. Их тон легко можно
осветлить в процессе работы. Шаль женщины
написана винзорской красной краской,
затемненной ализариновым краплаком, для
воссоздания других деталей использовались
жженая сиена, жженая умбра, желтая охра,
титановые белила и черная краска.
2. Черты лица
Затем наш художник занялся
чертами лиц персонажей, начав с темных участков -
губ, носов, глаз и ушей. Как и на предыдущем этапе,
он наносил несколько слоев размытой краски таким
образом, чтобы сохранить первоначальный рисунок.
Самые темные детали написаны чистой черной
краской или черной краской, смешанной с жженой
умброй; кружево на шее женщины - смесью охры и
белил; край кружева - черной краской. Телесные
тона смешаны из желтой охры с добавлением жженой
сиены и белил.
3. Из глубины к переднему
плану
Курбе удалось удивительно
реалистично написать стены на заднем плане.
Стремясь воспроизвести этот эффект, наш художник
использовал технику штриха, нанося краску
тонкими мазками, а затем растирая ее так, чтобы
добиться той же крапчатой фактуры, что и у Курбе.
Работая над лицами, наш художник прежде всего
сосредоточил свое внимание на темных участках, а
затем на бликах. В целях достижения правильного
цветового баланса ему потребовалось сначала
создать задний план, затем написать лица и одежду
и, наконец, отделить фигуры от заднего плана,
сделав их рельефными.
Символы
|
1.
Пейзаж
Самого себя Курбе написал сидящим боком
к мольберту. Эту позу он выбрал, чтобы, как
объяснял он сам, показать свой красивый
"ассирийский профиль". На мольберте стоит
незаконченный каменистый пейзаж, изображающий
окрестности Орнана, родины художника. |
|
2.
Портрет диктатора
Искусствоведы считают, что мужчина с
собачкой является императором Наполеоном III. Не
упомянутая в разъяснительном письме к Шамфлери,
эта фигура называется ими "браконьером".
Появление этого термина, возможно, спровоцировал
сам Курбе, утверждавший, что Наполеон
"украл" у Франции республику. |
|
3.
Череп
Самый очевидный символ смерти в левой
части полотна (где изображены "подлежащие
смерти") - стоящий на газете человеческий
череп. Он может символизировать наступившую с
приходом Наполеона III смерть свободной прессы
или же выражает отношение Курбе к критикам,
отвергавшим какую-либо ценность
манифестированного им реализма в живописи. |
|
4.
Натурщица
Вполне вероятно, что стоящая позади
художника обнаженная натурщица написана с
фотографии. Ее фигура уравновешена в композиции
картины обнаженной "лежащей фигурой" (в позе
распятого Христа), которую мы видим у
противоположного края мольберта. В масонской
символике женщина означает светящую отраженным
светом луну. Лежащая мужская фигура, напротив,
может символизировать солнце и воскресение. |
|
5.
"Президент"
Написанная Курбе "светская дама"
идентифицируется как Аполлония Сабатье.
Известная под произвищем "Президент", она
отличалась красотой, прославленной многими
художниками и литераторами. Изображенный
сидящим Бодлер анонимно посылал Аполлонии
любовные стихи. В одном из них он описывал
исходящий от нее "ослепительный свет",
который представляется глазам поэта "балетом
цветов". На это стихотворение намекает яркая, с
цветочным узором, шаль Аполлонии. |
|
6.
Братская любовь
Женщина, нежно обнимаюащая находящегося в
тени спутника, может быть сестрой художника,
Жюльеттой. Если это так, то пара превращается в
символ братской любви, являвшейся основным
принципом масонов. Несмотря на отсутствие точных
доказательств, многие полагают, что картина
"Мастерская художника" - это символическое
изображение масонской ложи. |
По материалам
"Художественная галерея. Гюстав Курбе". №17,
2004.
|