С
мая по сентябрь 1854 года Курбе жил в Монпелье у
своего друга, мецената Альфреда Брюйа. Эта
знаменитая картина описывает их встречу на
пригородной дороге. Курбе только что высадился
из кареты. За плечами художника дорожный мешок.
Брюйа сопровождают его камердинер и пес.
Пребывание в Монпелье было
очень важным для Курбе. Отклонив за год до этого
официальный заказ для Всемирной выставки в
Париже, он планировал устроить альтернативную
персональную выставку своих работ, и ему
требовалась поддержка Брюйа. Предполагалось, что
они сообща арендуют небольшую площадь рядом с
территорией Выставки, и Курбе выставит там свои
работы наряду с избранными полотнами из обширной
коллекции Брюйа. Поначалу Брюйа согласился
поддержать этот проект, но позже, не желая
вступать в конфронтацию с властью, передумал.
Многие критики отмечали
непринужденную атмосферу, царящую на этом
полотне.
Непринужденность
|
1.
Социалистические убеждения не помешали
Курбе изобразить почтительного камердинера без
тени иронии. Он написан так, будто считает себя
недостойным присутствовать при этой встрече. |
|
2.
Курбе и Брюйа были масонами, о чем
свидетельствуют их жесты, характерные для
масонского ритуала встречи. Белые перчатки также
были обязательной деталью масонского костюма. |
|
3.
Карета является существенной деталью
картины. Из нее только что выбрался Курбе, и
теперь она удаляется от Монпелье по проселочной
дороге. |
|
4.
Голова Курбе высоко поднята, лицо выражает
искреннюю радость. Столь же непринужденно держит
себя и Брюйа. Торчащая борода художника
впоследствии стала любимой мишенью для
карикатуристов. |
По материалам
"Художественная галерея. Гюстав Курбе". №17,
2004.
|