Эта картина, впервые выставленная
в Салоне 1853 года, вызвала всеобщее негодование. В
частности, императрица Франции сказал, что тело
изображенной на картине женщины напоминает
лошадиный круп, а сам Наполеон III, осматривавший
экспозицию, в раздражении ударил полотно своим
хлыстом.
"Купальщицы" нарушали
сразу несколько принятых правил "хорошего
тона". Во-первых, женщина была написана слишком
реалистично. До появления "Купальщиц"
обнаженная женская фигура могла прнинадлежать
лишь мифологическому персонажу. Во-вторых
публику рассердили сами позы женщин. До этого
времени большинство выставлявшихся в Салоне
картин такого рода были хотя бы номинально
мотивированы каким-то сюжетом. На картине Курбе
ожидание события связано с руками обнаженной. Ее
поза напоминает позу, характерную для Марии
Магдалины ("не прикасайся ко мне") при ее
встрече с воскресшим Христом возле Его гробницы.
Однако в данном контексте такая трактовка
представляется невозможной и кощунственной, и
создается впечатление, что сюжет в картине
вообще отсутствует.
Шокирующий
реализм
|
1.
Вытянутая рука купальщицы обещала зрителю
какой-то сюжет, но на картине ровным счетом
ничего не происходило, и посетители покидали
Салон, чувствуя себя обманутыми. |
|
2. В
живописи того времени не допускалась
откровенная нагота. Многих зрителей возмутили не
очень чистая накидка на бедрах женщины, и
особенно грязные ноги сидящей героини. |
|
3.
Техническое мастерство художника (при
всех высказанных претензиях) не подвергалось
сомнению. Всеобщее восхищение вызвал виртуаозно
написанный пейзаж, а также деталь картины,
напоминающая натюрморт со свернутой в узелок
одеждой. |
|
4.
Обнаженная женская фигура должна обладать
классическими пропорциями - вот незыблемое
правило, к которому привыкли посетители Салона.
Всякое искажение пропорций воспринималось как
гротеск. Один из критиков заметил, что при виде
такого тела даже крокодил лишился бы аппетита. |
По материалам
"Художественная галерея. Гюстав Курбе". №17,
2004.
|