Эпизоды из жизни: 1 2
На своих полотнах Делакруа запечатлел
бурную жизнь эпохи, ознаменовавшейся во Франции
смертельной схваткой республики и монархии.
Эжен Делакруа родился в
пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его
отцом считался Шарль Делакруа, чиновник среднего
ранга, однако ходили упорные слухи, что в
действительности Эжен был незаконнорожденным
сыном всесильного Шарля Талейрана,
наполеоновского министра иностранных дел, а
впоследствии главы французской делегации на
историческом Венском конгрессе 1814-1815 гг.
Как бы там ни было, мальчишка
рос сущим сорванцом. Друг детства художника,
Александр Дюма, вспоминал, что "к трем годам
Эжен уже вешался, горел, тонул и травился". К
этой фразе требуются комментарии. Эжен едва не
"повесился", нечаянно обмотав вокруг шеи
мешок, из которого кормили лошадей овсом;
"горел", когда над его детской кроваткой
вспыхнула противомоскитная сетка; "тонул"
во время купания в Бордо; "травился",
наглотавшись краски-медянки.
Более спокойными оказались
годы учебы в лицее, где мальчик проявил большие
способности в словесности и живописи и даже
получал призы за рисунок и знание классической
литературы. Художественные наклонности Эжен мог
унаследовать от своей матери, Виктории,
происходившей из семьи знаменитых
краснодеревщиков, но настоящая страсть к
живописи зародилась в нем в Нормандии - там он
обычно сопровождал своего дядю, когда тот
отправлялся, чтобы рисовать с натуры.
Делакруа рано пришлось
задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его
родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль -
в 1805-м, а Виктория - в 1814 году. Эжена после этого
отправили жить к сестре. Но она вскоре попала в
труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша
оказался предоставлен сам себе; ему нужно было
решать, как жить дальше. И он сделал выбор,
поступив в мастерскую известного классициста
Пьера Нарсисса Герена (1774-1833).
В 1816 году Делакруа стал
учеником Школы изящных искусств, где преподавал
Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без
устали писал гипсовые слепки и обнаженных
натурщиков. Эти уроки помогли художнику в
совершенстве освоить технику рисунка. Но
настоящими университетами для Делакруа стали
Лувр и общение с молодыми живописцами Теодором
Жерико и Ричардом БОнингтоном.
В Лувре он очаровался
работами старых мастеров. В то время там можно
было увидеть немало полотен, захваченных во
время Наполеоновских войн и еще не возвращенных
их владельцам. Больше всего начинающего
художника привлекали великие колористы прошлого
- Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингтон, в свою
очередь, познакомил Делакруа с английской
акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но
самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор
Жерико.
В 1818 году Жерико работал над
картиной "Плот "Медузы", положившей
начало французскому романтизму. Делакруа,
позировавший своему другу, стал свидетелем
рождения композиции, ломающей все привычные
представления о живописи. Страсть, переполнявшая
это полотно Жерико, отличала ее от большинства
неоклассических картин. Позже Делакруа
вспоминал, что, увидев законченную картину, он
"в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и
не мог остановиться до самого дома".
Этот восторг давал о себе
знать в его собственных первых живописных
опытах. Прежде всего, это касается "Ладьи
Данте" (1822) - первой картины,
выставленной им в Салоне. Впрочем, особого шума
(подобного хотя бы тому фурору, что произвел
"Плот" Жерико) она не вызвала. Настоящего
успела Делакруа пришлось ждать еще два года. В 1824
году он показал в Салоне свою "Резню
на Хиосе", описывающую ужасы недавней
войны Греции за независимость. Бодлер назвал это
полотно "жутким гимном року и страданию".
Впрочем, гром обвинений едва ли не заслонил собой
подобные восторги - многие критики обвинили
Делакруа в чрезмерном натурализме. Тем не менее,
главная цель была достигнута: молодой художник
заявил о себе.
"Ладья Данте". 1822 г.
Холст, масло. 189х242 см.
Лувр, Париж.
|
"Резня на Хиосе". 1824 г.
Холст, масло.
Лувр.
|
|
|
Следующей работой,
выставленной в Салоне ("Смерть
Сарданапала"), он словно намеренно злил
своих хулителей, почти смакуя жестокость и не
чураясь определенной сексуальности. Сюжет для
полотна он позаимствовал у Байрона. Таким
образом, романтический стиль Делакруа вполне
определился. "Движение передано прекрасно, -
писал один из критиков об его другой похожей
работе, - но эта картина буквально кричит, грозит
и богохульствует".
"Смерть Сарданапала". 1827 г.
Холст, масло. 392х496 см.
Лувр, Париж.
|
"Свобода на баррикадах". 1830 г.
Лувр, Париж.
|
Последнюю большую картину,
которую можно отнести к первому периоду
творчества Делакруа, художник посвятил
современности. В июле 1830 года Париж восстал
против монархии Бурбонов. Делакруа
симпатизировал восставшим, и это нашло отражение
в его "Свободе, ведущей народ" (у нас это
произведение известно также под названием "Свобода
на баррикадах"). Выставленное в Салоне
1831 года, полотно вызвало бурное одобрение
публики. Новое правительство купило картину, но
при этом немедленно распорядилось снять ее,
слишком уж опасным казался ее пафос.
К этому времени роль
бунтовщика, похоже, Делакруа надоела. Стали
очевидны поиски нового стиля. В 1832 году художника
включили в состав официальной дипломатической
миссии, направленной с визитом в Марокко.
Отправляясь в это путешествие, Делакруа и
подумать не мог, насколько сильно повлияет
поездка на все его дальнейшее творчество.
Африканский мир, который он видел в фантазиях
цветистым, шумным и праздничным, предстал перед
его глазами тихим, патриархальным, погруженным в
свои домашние заботы, печали и радости. Это был
затерянный во времени древний мир, напоминавший
античную Грецию. В Марокко Делакруа сделал сотни
набросков, а в дальнейшем впечатления,
полученные в этом путешествии, служили ему
неисчерпаемым источником вдохновения.
По возвращении во Францию
его положение упрочилось. Последовали
официальные заказы. Первой монументальной
работой такого рода стали росписи, выполненные в
Бурбонском дворце (1833-1847). После этого Делакруа
работал над украшением Люксембургского дворца
(1840-1847) и росписью потолков в Лувре (1850-1851).
Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для
церкви Сен-Сюльпис (1849-1861).
Фрески на западной стене.
1833-1837 гг.
Масло и чистый воск на штукатурке.
Салон дю Руи, Палас Бурбон, Париж.
|
"Аполлон сражается с питоном".
1850-1851 гг.
Холст, масло.
Лувр, Париж.
|
К работе над фресками
художник относился с огромным энтузиазмом.
"Мое сердце, - писал он, - всегда начинает
учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с
огромной стеной, ожидающей прикосновения моей
кисти". С возрастом продуктивность Делакруа
снижалась. В 1835 году у него обнаружилась
серьезная болезнь горла, которая, то утихая, то
обостряясь, в конце концов и свела его в могилу.
Делакруа не чурался общественной жизни,
постоянно посещая различные собрания, приемы и
знаменитые салоны Парижа. Его появлений ждали -
художник неизменно блистал острым умом и
отличался элегантностью костюма и манер. При
этом его частная жизнь оставалась скрытой от
посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь
Делакруа с баронессой Жозефиной де Форже, но их
роман так и не увенчался свадьбой.
В 1850-е годы его признание
стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в
городской совет Парижа, в 1855-м наградили орденом
Почетного легиона.
В том же году была
организована персональная выставка Делакруа - в
рамках Всемирной парижской выставки. Сам
художник немало огорчался, видя, что публика
больше знает его по старым работам, и лишь они
вызывают ее неизменный интерес. Последняя
картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года,
и законченные в 1861 году фрески для церкви
Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
Это охлаждение омрачило
закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося
от рецидива болезни горла в своем парижском доме
13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.
По материалам
"Художественная галерея. Делакруа", №25, 2005 г.