Камиль
Писсарро
Эпизоды
из жизни:
Папаша Писсарро
Камиль
Писсарро в музеях
Камиль
Писсарро: биография
Эпизоды из жизни: 1 2
Это прозвище Камиль Писсарро получил от
молодых художников, видевших в нем не только
уважаемого мэтра, но и старшего друга, всегда
готового помочь им всем, чем только можно.
Камиль-Жакоб Писсарро
родился 10 июля 1830 года на острове Сен-Тома, в то
время принадлежавшем датской короне. Отец
художника торговал скобяными изделиями и
рассчитывал, что Камиль, войдя в возраст,
продолжит его дело. В 1842 году мальчика отправили
учиться во французский коллеж в Пасси, где он
провел пять лет, изучая, помимо всего прочего, и
рисунок.
Семнадцатилетним юношей
вернулся Писсарро на родину и поначалу вел себя
безукоризненно - добросовестно торговал в лавке
отца, не оставляя, впрочем, занятий рисованием. В
один прекрасный день 1851 года, когда он вел учет
погрузки товаров в порту и одновременно пытался
зарисовывать матросов, на него обратил внимание
приезжий живописей по имени Фриц Мельби (1826-1896).
Молодые люди быстро подружились, и Мельби, убедив
Писсарро в том, что у него есть несомненный
талант, предложил ему "разорвать оковы
буржуазной жизни" и вместе ехать в Венесуэлу.
Наш герой неожиданно для самого себя согласился.
Вернувшись на Сен-Тома летом
1855 года, Писсарро поставил родителей перед
свершившимся фактом: он решил стать художником.
Отец ни слова не возразил ему. Напротив, отправил
сына учиться в Париж, в Школу изящных искусств, и
даже выделил ему небольшую стипендию. В скором
времени начинающий живописец был уже в "столице
мира", где успел, к его восторгу, застать
знаменитую Всемирную выставку и увидеть на ней
полотна Энгра, Делакруа, Коро, Добиньи, Руссо,
Милле и Курбе. Увиденное опередило всю
дальнейшую судьбу Писсарро. Он с жаром приступил
к занятиям в Школе изящных искусств, но
академическая манера преподавания очень быстро
охладила его пыл, и молодой художник перебрался в
так называемую Академию Сюиса. В это заведение,
открытое разбогатевшим натурщиком, мог
приходить кто угодно и за скромную плату писать
модель так, как ему вздумается. По-видимому, сразу
же по приезде Писсарро познакомился с Антуаном
Мельби, старшим братом Фрица Мельби и весьма
преуспевающим живописцем. Наш герой некоторое
время пользовался его советами и, выставляя свои
картины, подписывался как "ученик Мельби".
Еще одного наставника он нашел в Коро. Коро не
брал учеников, но горящие глаза молодого
художника, осмелившегося нанести ему визит после
Всемирной выставки, смягчили сердце мэтра: он
согласился время от времени консультировать его.
Среди других его новых знакомых значился и Клод
Моне, в то время такой же "вольнослушатель"
Академии Сюиса, как и Писсарро.
В 1859 году Писсарро впервые
послал свою картину в Салон. Ее приняли для
выставки, но повесили очень неудачно, и отметил
ее в своем обзоре лишь один критик. Тем не менее,
начало было положено. В это же время в жизни
живописца происходят и другие, не менее важные,
события. С острова Сен-Тома переселяются в Париж
его родители; в их доме Писсарро знакомится с
горничной Жюли Веллей, простой бургундской
девушкой. Отношения молодых людей развивались
стремительно и бурно, таиться влюбленные не
хотели. В семействе разразился скандал. Отец
отказался признать Жюли Веллей своей законной
невесткой и лишил сына его ежемесячной стипендии.
Художник и его подруга остались без средств к
существованию. Обвенчаться они смогли лишь через
одиннадцать лет.
Еще труднее стало в 1863 году,
когда у четы родился первенец - сын Люсьен. Денег
не было, в 1861 году ни одну из картин Писсарро не
приняли в Салон. Жизнь больее напоминало
прозябание. На этом безрадостном биографическом
фоне разворачивались события, предопределившие
развитие европейского искусства на пятьдесят
лет вперед. В 1863 году впервые был организован
Салон отверженных. Работы Писсарро
присутствовали здесь, но сам он, однако, еще не
определился - с кем он. В 1864 году он вновь
предложил картины официальному Салону и на сей
раз преуспел в своих исканиях. Только спустя еще
год молодой мастер постепенно, ощупью начинает
находить свой стиль, оказывавшийся на поверку
более близким к "оппозиционному", чем к "салонному".
В 1865 году Писсарро с семьей
перебрался в Понтуаз, где жизнь была дешевле,
места живописнее, а воздух - здоровее для детей (к
этому времени у художника родилась еще и дочь -
Жанна), чем в Париже. в то же время он старался не
слишком выпадать из артистической жизни,
бурлившей в столице, и довольно часто покидал
свое деревенское уединение ради "сборищ" в
парижском кафе Гербуа. Здесь он познакомился с
Сислеем и Ренуаром. Через три года, в 1868 году,
Писсарро перевез свою семью в Лувесьен.
Спокойное течение жизни, наполненной трудами и
заботами (в небольшом саду возле дома "мадам и
мсье Писсарро" сажали картофель, чтобы кормить
семейство), было прервано начавшейся войной с
Пруссией. Будучи датским подданным, Писсарро мог
не опасаться призыва в действующую армию, но
война подкатывалась все ближе и ближе к
Лувесьену, и в 1870 году он счел за лучшее укрыть
жену и детей в Бретани, где у его друга имелась
небольшая ферма. От Бретани до Англии рукой
подать, и вскоре уже Писсарро оказался в Лондоне.
Приблизительно в одно и то же время с ним туда
прибыл и Клод Моне. Англия подарила обоим
художникам счастливейшие минуты - она
познакомила их с Тёрнером и Констеблом, а также и
сторговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем (Писсарро,
впрочем, был счастлив не только этим: он наконец-то
смог обвенчаться со своей женой), - но оба они
стремились как можно скорее вернуться во Францию.
Это стало возможным лишь в июне 1871 года, когда
улеглись беспорядки, вошедшие в историю под
названием Парижской коммуны.
Вернувшись на родину - а
Францию он почитал своей второй родиной, -
художник нашел свой лувесьенский дом
разграбленным. Десятки его картин были
уничтожены. Солдаты, стоявшие в доме,
использовали их в качестве настила, чтобы не
ходить по грязи. Пережив тяжелейшие минуты
разочарования в "человеческой природе",
Писсарро вновь принялся за работу. В 1874 году он
смог, наконец, увидеть плоды своего труда, а также
и плоды труда своих товарищей: с 15 апреля по 15 мая
в Париже прошла выставка "Анонимного общества
художников, живописцев, скульпторов, граверов и
пр.", ныне известная более как Первая выставка
импрессионистов (впоследствии Писсарро, кстати,
было суждено стать единственным постоянным
организатором и участником выставок
импрессионистов). В это время он живет и работает
в Понтуазе, в окружении своей все более
разрастающейся, полуголодной, но дружной семьи,
изредка выезжая в Париж.
Лишь в самые последние годы
жизни к Писсарро пришел относительный (когда не
нужно было считать каждый су) достаток. Он
переехал в Эраньи, начал строить здесь
собственную мастерскую. И все же ему было далеко
до того благополучия, которого удалось достичь,
например, его старому товарищу Клоду Моне.
Сохранились нежнейшие воспоминания Густава Кана
о приездах "папаши Писсарро" в Париж: "Между
двумя деловыми свиданиями ему приходилось
заходить в кафе. Он удивлял официантов одним и
тем же требованием: он требовал холодный грог.
Узнав, в чем дело, официант приносил ему стакан,
графин воды и бутылочку коньяка с нанесенными
делениями. Писсарро наполнял свой стакан водой,
оставляя нетронутой свою бутылочку, и таким
образом приобретал право сидеть в кафе, выпив
только глоток воды". Лишь с одним "предметом
роскоши" он никак не мог расстаться - с
извечной "трубкой пейзажиста". Многие
художники, бывшие тогда, в последние годы XIX
столетия, неоперившимися юнцами, навсегда
сохранили в памяти этот образ мэтра - мягкая
черная шляпа, попыхивающая трубка, неизменно-доброжелательная
внимательность и к творческим поискам молодых
живописцев, и к их жизненным затруднениям (именно
внимательностью Писсарро к молодежи во многом
объясняется его увлечение пуантилизмом). Умер
Камиль Писсарро 13 ноября 1903 года в Париже,
оплаканный всеми, кто знал его.
По материалам
"Художественная галерея. Писсарро", №111, 2006
г.