Импрессионизм в сети

 

Камиль Писсарро

Камиль Писсарро "Автопортрет"
Камиль Писсарро.
"Автопортрет"

Камиль Писсарро: коллекция

Постеры картин Камиля Писсарро

Камиль Писсарро в музеях

Камиль Писсарро: литература

Хронология жизни

Эпизоды из жизни: 1. Папаша Писсарро
2. Основатель импрессионизма

ПИССАРРО Камиль (1830-1903) - один из крупнейших французских импрессионистов.

Родился на Антильских островах, вскоре его семья переезжает в Париж, где он посещает Школу изящных искусств (1842-1847). Затем возвращается на Антильские острвоа, работает в Венесуэле с датским художником Мельби. В 1855 г. вновь приезжает в Париж и продолжает учебу в академии Сюиса, где знакомится с К.Моне. Много времени проводит в работе на открытом воздухе. Ранний период творчества отмечен сильным влиянием К.Коро и Г.Курбе. В 1860-х гг. его милые, не противоречащие канонам официального искусства пейзажи несколько раз выставлялись в Салонах. Вскоре, преодолев влияние Г.Курбе и выработав свой собственный стиль, Писсарро оказывается в числе отверженных и впадает в глубокую нищету, не имея возможности продать свои картины. В минуты отчаяния пытается навсегда порвать с живописью.

Во время франко-прусской войны К.Писсарро уезжает в Лондон, где вместе с К.Моне пишет с натуры лондонские пейзажи. А в это время его дом в Лувесьенне был захвачен пруссаками и разграблен. Большинство оставшихся там картин было уничтожено: солдаты использовали их в качестве фартуков или стелили в саду под ноги во время дождя.

По возвращении в Париж Писсарро по-прежнему живет в нищете, пришедшая на смену империи республика ничего не изменила в жизни Франции, а печальные события, связанные с войной, конфискацией и Коммуной, лишили буржуа возможности покупать картины. В это время К.Писсарро берет под свое покровительство молодого художника из Экс-ан-Прованса П.Сезанна, и они вместе работают в Понтуазе. Он делится с молодым художником своим опытом в работе с цветом, который, по мнению Писсарро, являлся уникальным изобразительным средством: с его помощью можно было не только передать материальную сущность предмета, но и его форму. Положенные рядом легкие мазки чистого цвета начинают удивительным образом взаимодействовать друг с другом, рождая вибрирующую тональную гамму, а нанесенные крестообразно параллельными диагоналями, они создают ощущение глубины и придают звучанию картины определнный ритм ("Пейзаж в Понтуазе", 1874, Национальный музей, Стокгольм; "Сад и цветущие деревья. Весна", 1877, Музей Орсэ, Париж).

Пейзажи К.Писсарро не похожи на искрящиеся и артистичные картины К.Моне, но они отмечены большей непосредственностью реалистического восприятия природы. очень редко использует К.Писсарро фрагментарную "случайность" композиции, предпочитая ей более законченное построение своих полотен ("Въезд в деревню Вуазен", 1872, Музей Орсэ, Париж; "Вспаханная земля", 1874, ГМИИ, Москва). Это стремление Писсарро к упорядоченности композиции и весомой пластике форм ощущается в его картине "Улица в Сидхеме" (1871), связанной еще с традициями художников барбизонской школы. Мягким лиризмом отмечен сельский пейзаж "Красные крыши" (1877, Музей Орсэ, Париж).

Камиль Писсарро "Въезд в деревню Вуазен"
"Въезд в деревню Вуазен". 1872 г.
Музей д'Орсэ, Париж.

Камиль Писсарро "Красные крыши"
"Красные крыши". 1877.
Холст, масло, 54.5x65.6 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
Заказать постер

Как все импрессионисты, К.Писсарро любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности и т.д.

Так, например, художник написал 30 картин с изображением бульвара Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна ("Бульвар Монмартр в Париже", 1897, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Камиль Писсарро "Бульвар Монмартр в Париже"

"Бульвар Монмартр в Париже". 1897.
Холст, масло, 73x92 см.
Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Заказать постер

В своих работах К.Писсарро удалось избежать крайнего проявления пленэра, когда материальные предметы словно растворяются в мерцании световоздушного пространства ("Снег в Лувесьенне, 1872, собрание Пола Розенберга, Нью-Йорк; "Улица в Лувесьенне, 1873, Музей Орсэ, Париж).

Многие его работы отличает интерес к характерной выразительности, даже портретности, присущей городскому пейзажу ("Вид на Руан", 1898, Музей Орсэ, Париж).

В конце 1880-х гг. К.Писсарро на некоторое время увлекается дивизионизмом, но постоянно живущее в нем стремление правдиво и достоверно передавать увиденное и пережитое в пейзаже все же одерживает верх, и художник возвращается к своему прежнему художественному методу.

Камиль Писсарро "Крестьянская девушка с чашкой кофе"
"Кофе с молоком". 1881 г.
Холст, масло. 65,3х54,8 см.
Художественный институт, Чикаго

Камиль Писсарро "Пастушка (крестьянская девочка с прутиком)"
"Девочка с веткой". 1881 г.
Холст, масло. 81х64,7 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
Заказать постер

Этой жаждой достоверности объясняется и интерес художника к человеку, воплотившийся в жанровых картинах, при создании которых К.Писсарро пытался упорядочить мазок и создать, в противовес своим прошлым пленэрным исканиям, некий долговечный монументальный импрессионизм ("Кофе с молоком", 1881, Художественный институт, Чикаго; "Девочка с веткой", 1881, Музей Орсэ, Париж; "Женщина с ребенком у колодца", 1882, Художественный институт, Чикаго; "Рынок: торговка мясом", 1883, Галерея Тейт, Лондон).

Литература:
1. Юденич И.В. Пейзажи Писсарро в Эрмитаже. Л., 1963.
2. Герман М. Писсарро. Л., 1973.
3. К.Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников. Пер. с франц. М., 1974.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Хронология жизни.

1830
Родился 10 июля на острове Сен-Тома в семье торговца скобяными товарами.

1842
Поступает в коллеж Савари в Пасси.

1847
Возвращается на Сен-Тома, работает в деле своего отца.

1853
Знакомится с датским художником Фрицем Мельби, отправляется вместе с ним в Венесуэлу.

1855
С разрешения отца поступает в парижскую Школу изящных искусств.

1859
Впервые выставляет свою работу в Салоне.

1860
Знакомится с Жюли Веллей, своей будущей женой.

1863
Выставляет три картины в Салоне отверженных. Рождается первенец - сын Люсьен.

1865
Вместе с семьей переселяется в Понтуаз.

1868
Поселяется в Лувесьене.

1870
Едет в Англию. Венчается с Жюли Веллей. Знакомится с Полем Дюраном-Рюэлем.

1871
Возвращается во Францию, находит свой дом разграбленным.

1872
Переезжает из Лувесьена в Понтуаз, не в силах оставаться в "обесчещенном" доме.

1874
Выставляет пять картин на первой выставке импрессионистов (с 15 апреля по 15 мая).

1884
Переезжает в Эраньи.

1885
Знакомится с Сёра и Синьяком. Увлекается пуантилизмом.

1889
Строит мастерскую в Эраньи, начинает страдать болезнью глаз.

1897
Живет в Париже, работает над видами бульваров. Знакомится с Анри Матиссом.

1903
Умирает 13 ноября после трех недель болезни.

По материалам "Художественная галерея. Писсарро", №111, 2006 г.

 

Импрессионизм

Коллекция

Жизнь и
творчество

О картинах

Термины

Музеи

Литература

Ссылки

Гостевая книга

Вебмастер

Hosted by uCoz