"...Свое
восхищение Виктором Шоке, который не только
покупал работы Ренуара и других импрессионистов,
но и стал активным пропагандистом их творчества
в кругу своих друзей, а также на последующих
импрессионистических выставках, Ренуар выразил
в двух портретах. Написанные в 1875 и 1876 году, они
передают не только внешний облик модели, но его
благородную духовную сущность. Эти портреты
представляют особенности психологического
анализа внутреннего мира портретируемых,
свойственные Ренуару. Интересно сравнить
портреты Шоке, написанные Ренуаром, с портретами
Виктора Шоке, сделанными в 1876-1877 году Полем
Сезанном. Кстати, именно Ренуар, желая помочь
своему совершенно неизвестному в то время и не
признанному публикой другу, познакомил Шоке с
Сезанном, и коллекционер стал страстным
почитателем этого живописца.
Сравнивая портреты Шоке,
написанные Ренуаром, мы можем заметить, как
совершенствовался художественный образ. Портрет
в анфас написан так, что мы видим не только
свойственные Шоке привычки, например, держать
вместе сплетенные пальцы рук, но и фон портрета,
представляющий, по-видимому, этюд Делакруа,
который Ренуар, возможно, написал по просьбе
заказчика. несмотря на то, что одухотворенное
лицо Шоке с густой шевелюрой седых волос и
вдумчивыми глазами смотрит на нас прямо и
внимательно, оно выглядит как-то плоскостно,
лишено необходимого объема и от этого кажется
менее выразительным и рельефным. Сцена на этюде
Делакруа кажется случайной и, находясь
непосредственно за головой Шоке, как-то
контрастирует с его обликом. Видно, что это
пожелание заказчика не нашло адекватного
художественного решения в самом портрете.
Если Ренуар взялся писать
другой портрет, то это обстоятельство лучше
всего говорит нам о том, что художник был
чрезвычайно требователен к себе при воплощении
своих художественных замыслов и добивался их
полного выражения в своих портретах как этого
требовал его художественный вкус и понимание
внутреннего и внешнего образа портретируемого.
Второй портрет Виктора Шоке,
близкий и своими размерами и композицией к
первому портрету, имеет некоторые отличия,
которые хотя и не бросаются в глаза зрителям, но
преображают облик модели существенно и
психологически точно.
Ренуар чуть - на три четверти
- разворачивает голову Шоке, и она сразу
приобретает необходимый объем и рельефность.
Становятся более выразительными его умные
проницательные глаза в глубоких глазницах,
тонкий с горбинкой нос, острые скулы с сильными
складками морщин, высокий лоб. Его седая шевелюра
написана блистательно, а быстрые движения кисти
так передают волосы, что, кажется, они
рассыпаются, чуть колеблемые незаметным
движением воздуха. Шоке представлен в рубашке с
открытым воротом, а рука с длинными тонкими
пальцами теребит кончик его коротко стриженной
бороды. Вероятно, именно в такой позе и с таким
выражением лица Шоке смотрел полюбившиеся ему
картины.
Фон портрета закрашен
светлым тоном, и на нем оставили свой след
короткие мазки кисти зеленой и красной краской. В
целом фон не отвлекает нашего внимания от
выражения лица и облика Виктора Шоке, и поэтому
портрет смотрится необыкновенно выразительно.
Ренуар создал шедевр психологического
проникновения во внутренний мир
портретируемого, причем сделал это, подметив
наиболее характерный вид модели, когда Шоке,
вероятно, находился под впечатлением от
восприятия произведения искусства. Здесь
схвачено мимолетное состояние человека, но это
мгновенье определяет наивысший смысл всей жизни
и деятельности коллекционера Виктора Шоке.
Поль Сезанн.
"Портрет Виктора Шоке".
1875 г.
Холст, масло. 45.7x36.8 см.
Коллекция лорда Виктора Ротшильда, Кэмбридж,
Англия.
|
Поль Сезанн.
"Шоке сидящий". 1877 г.
Холст, масло. 65x57.2 см.
Галерея изящных искусств, Колумбус, Огайо.
|
Сравнивая портреты Ренуара с
портретами Шоке, написанными Сезанном, мы можем
сказать, что последний, изобразив модель и
погрудно и в рост, сидящим в кресле, так, что за
фигурой Шоке видны собранные им картины, не смог
так образно и психологически точно представить
облик коллекционера. В портретах Сезанна
чувствуется желание отблагодарить своего
восторженного почитателя и покупателя, который
действовал вопреки общественному мнению тех лет.
Видно, что Сезанн хочет представить Шоке как
можно более достойно и похоже, но дальше этого,
кажется, Сезанну пойти не удалось. На портретах
же Ренуара мы видим не только внешность человека.
Когда Ренуар во втором портрете Шоке отказался
от передачи бытовых подробностей, стало
возможным понять страстную душу и острый
интеллект этого выдающегося первооткрывателя и
ценителя искусства импрессионистов..."
По материалам из
книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". -
М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.
|