Хронология жизни
РЕНУАР Пьер
Огюст (1841-1919) - один из ведущих
представителей импрессионизма во Франции.
Родился в семье
провинциального портного, который в 1845 г.
переехал в Париж. В молодости Ренуар работал
художником по фарфору, в 1862 г. поступил в Школу
изящных искусств. Кроме того, учился в мастерской
Ш.Глейра и познакомился там с А.Сислеем,
Ф.Базилем и К.Моне. Часто
посещал Лувр, восхищался работами А.Ватто, Ф.Буше,
О.Фрагонара. Подчеркнутое использование
светотени, придающее изображению почти
скульптурную форму, сближает его раниие работы с
творчеством художников-реалистов, в особенности
Г.Курбе, но более легкая цветовая гамма уже
отличает его картины от полотен
предшественников ("Харчевня матушки
Антони", 1866, Национальный музей,
Стокгольм).
"Трактир матушки Антони". 1866.
Холст, масло. 195х130
Национальный музей. Стокгольм.
|
"Портрет А.Сислея с женой". 1868.
Холст, масло. 105х75.
Музей Вальраф-Рихард. Кельн.
|
Смутное стремление
передать естественную пластику движения
человеческих фигур на пленэре ощущается в его "Портрете
Альфреда Сислея с женой" (1868, Музей
Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кельн).
"Лягушатник". 1869 г.
Холст, масло.
Национальный музей, Стокгольм.
Заказать
постер
|
"Тропинка в высокой траве". 1874 г.
Музей д'Орсэ, Париж.
Заказать
постер
|
В конце 1860-х гг.
вместе с К.Моне совершил
несколько поездок по Сене и регулярно выезжал с
ним на пленэр в окрестности Буживаля, где
находилось излюбленное место отдыха парижан, так
называемый "Лягушатник" ("Лягушатник",
1868-1869, Национальный музей, Стокгольм).Совместная
работа во многом обогатила творческий арсенал
обоих художников, в частности, О.Ренуар
заимствовал у Моне его технику изображения дали
при помощи хроматического сопоставления чистых
цветов. Кроме того, многочисленные зарисовки с
натуры привели к созданию великолепных пейзажей,
органически включающих в себя человеческие
фигуры. Художник смело вводит цветные тени,
используя свободный живой мазок, и достигает
определенного мастерства в передаче
световоздушной атмосферы летнего дня
("Купание на Сене", ок. 1869, ГМИИ, Москва; "Тропинка
в высокой траве", 1874, Музей Орсэ, Париж; "В
саду", ок. 1875, ГМИИ, Москва; "Качели",
1876, Музей Орсэ, Париж; "Сена в Аржантёе", 1876,
частное собрание"; "Эстак",
1882, Музей изящных искусств, Бостон).
"Нини в саду". 1875-1876 гг.
Холст, масло. 62х51 см.
Филадельфийский музей искусств.
Заказать
постер
|
"Качели". 1876 г.
Холст, масло. 92х73.
Музей Д'Орсэ. Париж.
Заказать
постер
|
"Скалистые утесы в Эстаке". 1882 г.
Холст, масло. 66х80,5 см.
Заказать
постер
|
После скандальной
выставки импрессионистов в 1874 г. в ателье Надара,
на которой творчество молодых художников было
буквально уничтожено презрительными и гневными
откликами критиков и зрителей, О.Ренуар вынужден
вести более чем скромный образ жизни. Но тем не
менее им с К.Моне удается
раздобыть немного денег и снять мастерскую.
Успех к художнику приходит с его знаменитой "Мулен
де ла Галетт" (1876, Музей Орсэ, Париж),
радостной и ликующей, пронизанной солнечным
светом, любовью и беззаботным весельем.
"Бал в Мулен де ла Галет". 1876.
Холст, масло. 130х175.
Музей Д'Орсэ. Париж.
Заказать
постер
|
"Ложа". 1874.
Холст, масло. 80х64.
Галерея института Курто, Лондон.
|
Для картин 1870-х гг.
характерен интерес О.Ренуара к выразительной,
как бы случайно подсмотренной жизненной
ситуации и обращение его в связи с этим к
композиционному приему срезывания рамой
персонажей картины, который широко использовал в
своем творчестве Э.Дега. Но, в
отличие от работ последнего, полотна О.Ренуара
более созерцательные, лишены резких контрастов,
нервной динамики и неожиданных ракурсов ("Ложа",
1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; "Конец
завтрака", 1879, Штеделевский институт,
Франкфурт-на-Майне; "Первый вечер в опере",
1880, Галерея Тейт, Лондон). Атмосферой полного
покоя и непринужденного движения отмечено
известное полотно художника "Завтрак
гребцов" (1881, Национальная галерея
искусств, собрание Филипса, Вашингтон), на
котором особенно выделяется очаровательная
фигура молодой кокетливой женщины с собачкой на
руках, будущей жены художника.
"После завтрака". 1879 г.
Холст, масло. 100х81 см.
Институт искусств, Франкфурт-на-Майне.
|
"Завтрак гребцов".1881 г.
Холст, масло. 128х173.
Коллекция Филлипс. Национальная галерея,
Вашингтон.
Заказать
постер
|
"Мадам Шарпантье со своими детьми". 1878.
Холст, масло. 154х190.
Музей Метрополитан, Нью-Йорк.
|
В трудные времена
О.Ренуар всегда чувствовал поддержку близких ему
людей: своего брата Эдмона, который являлся
издателем журнала "Ла ви модерн", и
владельца еженедельника Жоржа Шарпантье. В его
доме О.Ренуар познакомился с Э.Золя, братьями
Гонкур и Ги де Мопассаном. Большой теплотой и
глубокой человеческой симпатией пронизаны
портреты жены и дочерей Ж.Шарпантье ("Портрет
мадам Шарпантье", 1877, Музей Орсэ, Париж).
"Портрет Клода Моне". 1875 г.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
"Моне читает". 1872.
Холст, масло. 61х50.
Музей Мармоттен. Париж.
|
"Читающая девушка". 1875-1876.
Холст, масло. 90х67.
Лувр, Париж.
|
Портреты О.Ренуара
не отличаются сложным внутренним психологизмом,
присущим его предшественникам, но особое
очарование придает им ощущение сиюминутности
происходящего ("Портрет Клода Моне",
1872, частное собрание; "Портрет Клода Моне за
чтением", 1872, Музей Мармоттан, Париж; "Читающая женщина", 1875, Музей Орсэ, Париж; "В
мастерской на улице Сен Жорж", 1876, частное
собрание). Беззаботной жизнерадостностью и
восхитительной легкостью веет от женских и
детских портретов О.Ренуара ("Девочка
с лейкой"; "Портрет мадам
Анрио", 1876 - оба в Национальной галерее
искусств, Вашингтон; "Обнаженная",
1876, ГМИИ, Москва; "На террасе",
1881, Художественный институт, Чикаго; "Молодая
женщина", 1900, частное собрание). Погрудный портрет
актрисы Самари (1877, ГМИИ, Москва)
завораживает жизнерадостностью колорита,
искристой игрой, создаваемой мазками розового
цвета. Холодное мерцание голубовато-зеленого
платья изысканно сочетается с
рыжевато-каштановым цветом волос , внимательно, с
чуть заметной лукавинкой смотрят на зрителя
сияющие темно-синие глаза молодой женщины.
"Девочка с лейкой". 1876 г.
Холст, масло. 100х73 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Заказать
постер
|
"Генриетта Анрио". 1876 г.
Холст, масло. 66х50 см.
Национальная галерея, Вашингтон.
|
"Обнаженная". 1876.
Холст, масло. 92х73.
ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва
|
"На террасе". 1881.
Холст, масло. 90х70.
Институт искусств, Чикаго.
Заказать
постер
|
В определенной
степени переходной можно назвать его картину "Девушка
с веером" (ок. 1881, Эрмитаж,
Санкт-Петербург), написанную в более холодной и
изысканно формальной красочной гамме,
характерной для позднего, так называемого
"энгровского" периода творчества О.Ренуара.
С этим обстоятельством связаны и резко
очерченный контур, и строгая композиция, и более
локальная трактовка цвета, и тонкая игра с
ритмическими повторами (полукружие веера
перекликается с полукруглой спинкой кресла и
покатыми плечами девушки).
"Портрет актрисы Жанны Самари". 1877
г.
Холст, масло. 56х47.
ГМИИ им. А.С.Пушкина. Москва.
|
"Девушка с веером". 1881 г.
Холст, масло. 65х50 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
|
В самом начале 1880-х
гг. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в
1882 гг. вместе со своей молодой женой Алиной
Шариго уезжает в Италию, где на него большое
впечатление производят работы итальянских
мастеров.
Впитав в себя
лучезарную красоту Средиземноморья, О.Ренуар
воплотил ее в восхитительных, завораживающих
своей откровенной чувственностью образах
обнаженных моделей. Пленительная красота
плавных изгибов тела, шелковистость и прозрачная
нежность кожи подчеркнуты тщательно выстроенной
композицией и удивительно нежной цветовой
гаммой ("Купальщица",
1882, частное собрание; "Большие
купальщицы", 1884-1887, Музей искусств,
Филадельфия).
"Сидящая купальщица".
1883-1884 гг.
Холст, масло. 119,7х93,5 см.
Музей искусств Фогга, Гарвардский университет,
Кэмбридж.
|
"Купальщицы, декоративный эскиз".
1887 г.
Холст, масло. 115х170 см.
Музей изобразительных искусств, Филадельфия.
Заказать
постер
|
В 1903 г. О.Ренуар,
страдающий артритом, переезжает на юг Франции в
свою виллу "Колетт" в Каньсюр-мер. Болезнь
прогрессирует, паралич поражает ноги и руки
художника, но О.Ренуар не сдается и продолжает
рисовать, привязывая кисть к руке. Занятия
любимым делом помогают сохранять ему оптимизм и
не терять присутствие духа до самых последних
дней его жизни.
Литература:
1. Воллар А. Ренуар. Пер. с франц. Л., 1934.
2. Ренуар Ж. О.Ренуар. Пер. с франц. М., 1970.
3. Перрюшо А. Жизнь Ренуара. Пер. с франц. М.,
1979.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.
Хронология
жизни
1841
Родился в городе Лиможе в семье портного
Леонара Ренуара и его жены Маргериты.
1844
Переезжает вместе с семьей в Париж, где
позже начинает учиться росписи по фарфору.
1861
Становится учеником художника Шарля
Глейра, в студии которого знакомится с Базилем,
Моне и Сислеем.
1862
Сдает вступительные экзамены в Школу
изящных искусств.
1864
Одна из картин Ренуара отобрана для
Салона (государственной художественной
выставки)
1871
Проходит службу в армии во время
франко-прусской войны.
1874
Вместе с группой друзей устраивает
выставку, которая впоследствии войдет в историю
как первая выставка импрессионистов.
1876
Вторая выставка импрессионистов.
1881
Путешествует по Италии, где на него
огромное впечатление производят образцы
классического искусства и Ренессанса.
1890
Женится на Алине Шариго, от которой у
него уже есть сын. Впоследствии у них родятся еще
два сына.
1896
Покупает дом в Эссуа, к юго-востоку от
Парижа, в деревне, где родилась его жена.
1897
Ломает руку при падении с велосипеда,
что становится причиной ревматизма, от которого
художник страдал все последние годы жизни.
1900
Получает от французского правительства
звание Кавалера Почетного Легиона.
1907
Покупает поместье в Кань-сюр-Мер, возле
Ниццы, и строит там дом, в котором проведет
остаток жизни.
1912
Прикован к инвалидному креслу, однако
продолжает писать и даже делает на следующий год
попытку заняться скульптурой.
1919
Умирает 3 декабря в возрасте 78 лет.
По материалам
"Художественная галерея. Ренуар", №3, 2004.