"...
Со времени обучения в Школе изящных искусств
Ренуар дружил с Фредериком Базилем. Вместе они
жили в мастерских, которые снимал Базиль. Его
родители были богатыми виноделами и с
неудовольствием относились к увлечению сына.
Сначала они разрешили ему заниматься живописью,
если он будет сочетать уроки с изучением
медицины. Но Фредерик полностью посвятил себя
живописи. Базиль написал картину "В мастерской
художника", где изобразил своих друзей у себя в
гостях: Мане, Золя, Моне, Эдмона Метра, играющего
на пианино, Ренуара. Сам Базиль, худой и высокий,
возвышающийся над всеми, стоит у мольберта рядом
с Мане и Моне. Ренуар сидит на столе и
разговаривает с Золя, поднимающимся по лестнице
на антресоли. Чистота, простор, картины по стенам,
немного мебели и огромное, наполовину
задрапированное окно с видом на крыши Парижа.
Искусство в красках, звуках, разговорах и ничего
более - таково впечатление от этого холста.
Фредерик Базиль
"Портрет Пьера Огюста Ренуара". 1867 г.
Холст, масло. 122х107 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
Фредерик Базиль
"В мастерской художника".
1870 г.
Холст, масло. 98х128,5 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
|
|
В одно время, наверное, и в
одной мастерской Базиль написал портрет Ренуара,
а Ренуар - портрет Базиля. Он закончил его в 1867
году, а через три года Фредерик Базиль был убит в
сражении при Бон-ла-Роланде в 1870 году, в тот самый
год, когда он написал свою собственную картину
"В мастерской художника".
Ренуар написал портрет
Базиля с большой сердечностью. Это чувствуется в
каждой мелочи, изображенной на картине. Самое
неожиданное в ней точка, которую Ренуар нашел,
чтобы представить зрителям Базиля и определить
всю портретную композицию. Ренуар жил бок о бок с
другом и часто наблюдал, как Базиль работал над
своими картинами, какое принимал положение, как
был одет. Поэтому впечатление полной
достоверности и естественности облика Фредерика
Базиля - самое сильное и удачное. Именно в этой
находке в первую очередь проявился талант
Ренуара.
Базиль не позирует
художнику, он сосредоточенно и углубленно
работает над своим холстом, стоящим перед ним на
мольберте. Базиль одет в простой костюм, а на
ногах у него мягкие домашние туфли, завязанные
тесемками. Он сидит на стуле, и мы видим его
профиль, склоненную к палитре голову. Свет падает
на спину, затылок и на холст, который он пишет
масляными красками. Вокруг висят и стоят
прислоненные к стене холсты, а на ровном фоне
стены четко выписан Ренуаром профиль Фредерика
Базиля. Эта картина особенно понравилась Эдуарду
Мане, и Ренуар подарил ему портрет. Впоследствии
Мане сравнивал новые работы Ренуара именно с
этим портретом..."
По материалам из
книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". -
М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.
|