"...В течение ряда лет Ренуар был
желанным гостем в семье дипломата и банкира
Берара, где летние месяцы они проводили в
загородном замке в Варжемоне. Ренуар с
удовольствием рисовал и писал там его детей. В 1884
году он создал картину "Полдень детей в
Варжемоне".
Эта картина
интересна не только с точки зрения искусства
детского портрета в творчестве Ренуара, но она
представляет и новый этап развития его
живописного письма, названный в критике
"жетским" или "сухим". Глядя на эту
картину, кажется, что Ренуар принципиально
отказался от всех приемов, свойственных
импрессионизму. Четкая линия, ясный силуэт,
рисунок, отработанный в мельчайших деталях,
исключали полностью любую неопределенность
красочных пятен. Все фигуры, предметы, отдельные
детали, вплоть до красных головок цветков и
фигурной оконной ручки, нарисованы и прописаны
Ренуаром с величайшей скрупулезностью. Паркет
пола сверкает отраженными в нем ножками стульев,
дивана, стола. Стены комнаты, служащие фоном для
портретных образов, поражают точным рисунком
филенок и ниш, передающих рельеф стен дома.
Вся композиция
картины напоминает фреску, где почти по одной
средней линии во всю ширину холста размещены три
фигуры детей Берара, причем от левой части,
выдержанной в синих холодных тонах, композиция
переходит к правой части, на которой усиливаются
теплые тона, вплоть до яркой желтой охры и
оранжевых и красных красок. Это движение цвета
поддерживается четким, почти контурным рисунком
фигур девочек, от раскинувшейся на диване с
книгой в руках десятилетней Маргариты до стоящей
с куклой четырехлетней Люси, которая опирается
на колени своей старшей сестры Марты. Лица
крайних фигур повернуты друг к другу, и между
ними не находится места для любых композиционных
случайностей, которые были так свойственны
Ренуару ранее. Этот групповой детский портрет
подчеркивает особенность развития
композиционной и живописной техники Ренуара в
середине 80-х годов..."
По материалам из
книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". -
М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.
|