Этот удивительный натюрморт входит
в серию, состоящую из шести работ. В каждой из них
изображены одни и те же предметы. Композиция
картины отличается сбалансированностью и
динамикой.
Задний план делится
краем занавески, а предметы почти симметрично
расположены вокруг кувшина, образующего вершину
композиционного треугольника. Очевидны и
умышленно допущенные искажения перспективы:
стол и стоящее в центре блюдо как бы слегка
опрокинуты и выгнуты. Таким способом Сезанн
сумел связать трехмерный мир с двухмерной
плоскостью картины. Это показательный пример
созданного художником изобразительного языка,
который окажет сильнейшее воздействие на новые
поколения художников.
Воссоздаем
работу Сезанна
1. Карандашный
набросок
Наш художник сделал
карандашный набросок, обращая особое внимание на
правильность расположения предметов. После
этого он принялся накладывать краску, начав с
темного заднего фона (позади занавески) и самых
густынх теней на столе и скатерти. Основными
цветами были зеленый кобальт, черная краска и
винзорская синька, с добавлением желтой охры для
более светлых штрихов.
2. Стол и
скатерть
Далее наш художник
занялся столом и скатертью. Работа над скатертью
будет продолжена на финальных стадиях, но сейчас
важно было прописать складки. Делалось это
последовательно - растирание, повторное
закрашивание, вновь растирание, и так далее. На
этом этапе использовались титановые белила,
черная краска, винзорская синька и зеленый
кобальт, а для стола, кроме того, жженая сиена.
3. Драпировка
Здесь наш художник
вновь начал с самых темных участков, определяя
общую форму. Затем были проработаны светлые
участки, но при этом приходилось постоянно
возвращаться к темным, чтобы не нарушить формы.
Использовались те же краски, что и на предыдущих
стадиях.
4. Фрукты и
кувшин
Теперь настал черед
центральной части натюрморта. Такая
последовательность была вызвана тем, что, прежде
всего, требовалось наметить контекст картины, а
уж потом помещать в него предметы. Для
изображения фруктов брались желтый кадмий,
винзорская красная, желтая охра и зеленый
кобальт. Чтобы написать кувшин, наш художник
смешал кармазин с жженой сиеной и винзорскими
белилами. Сначала краска наносилась кистью, а
затем растиралась пальцами так, чтобы каждый
слой краски приобрел нужную плотность.
5.
Заключительные штрихи
Далее работа была
приостановлена, чтобы густо нанесенная краска,
которой написаны фрукты, просохла. Затем наш
художник, вернувшись к центральной части
натюрморта, усилил контрасты и добавил световые
блики на фруктах. Воспроизводя патину Сезанна, он
покрыл весь холст жидкой белой краской и стер ее
с холста, повторив эту процедуру несколько раз.
На этой стадии добавилась еще одна краска -
жженая умбра. Ею написаны самые темные участки
фруктов.
Деталь
Растирая краску
пальцами и вбивая ее в холст точечными ударами
перевернутой кисти, художник придал поверхности
фруктов шершавую фактуру.
Палитра
художника
Номера соответствуют стадиям работы,
описанным выше.
Реформа
традиционного жанра
|
1.
Неопределенные изгибы
Что это - складка салфетки или ободок
тарелки? Сезанн намеренно создает визуальные
эффекты, заставляющие зрителя задуматься над
тем, что же он видит на самом деле. |
|
2.
Цветы и фрукты
Цветы и листья на кувшине написаны
свободно, без предварительной разметки, с
размытыми краями, образуя контраст с четкими
контурами и геометрическими формами
"реальных" фруктов. |
|
3.
Фактура заднего плана
Темный задний план (за драпировкой)
создан не одноцветным пятном, а отдельными
штрихами розовато-лилового и пурпурного. Фон
перекликается с драпировкой и контарстирует с
оранжево- желтым тоном фруктов. Энергичные,
разнонаправленные штрихи создают фактуру этого
участка картины, делая задний план картины очень
динамичным. |
|
4.
Выпуклые складки
Складки драпировки составляют четкие
треугольники, перекликающиеся с треугольной
композицией, образуемой кувшином и фруктами. И не
только с ней, но и с излюбленным мотивом Сезанна -
горой Сент-Виктуар. |
|
5.
Цветные тени
Для моделирования форм художник использовал
тени, написанные преимущественно не оттенками
серого, а контрастными к основному цветами. Здесь
розовато-лиловые тени контрастируют с лежащими
на белом блюде желтыми и оранжевыми фруктами. |
|
6.
Открытые контуры
Овальные контуры (при том, что они четко
прописаны) составлены из множества ломаных
штрихов. Такой прием продиктован тем, что Сезанн
не воспринимал формы застывшими. В результате
края предмета слегка изменяются при каждом новом
взгляде на него. |
|
7.
Позднейшие добавления
Сезанн не скрывал того, как он "делал"
свой натюрморт. Напротив, он сознательно
показывал "технологию" своей работы. Так,
художник оставил конец белой салфетки
недописанным, за ним виден край стола. Видно, как
автор писал складки - с помощью энергичных
параллельных мазков. |
По материалам:
"Художественная галерея. Сезанн", №8, 2004 г.
|