Основные даты жизни и
творчества
СЕЗАНН Поль
(1839-1906) - французский живописец, один из
крупнейших представителей постимпрессионизма.
Учился в
Экс-ан-Провансе в Муниципальной школе рисования
(1858-1860), посещал академию Сюиса в Париже.
Ранний период
творчества П.Сезанна принято условно называть
романтическим или барочным (1860-1872). В эти годы
художник получает первые уроки живописи сначала
у Ж.Жибера в Школе изящных искусств при музее
своего родного города Экса, а затем
самостоятельно работает в Париже, где посещает
академию Сюиса. В кафе Гербуа встречается со
своими сверстниками: К.Моне, К.Писсарро,
О.Ренуаром,
А.Гийоменом. Живопись П.Сезанна тех лет резко
отличается от всего того, чем занимались его
единомышленники. Так, в отличие от К.Моне,
интерес которого был полностью сосредоточен на
непосредственном зрительном восприятии природы,
П.Сезанн создает свой фантастический мир и
пытается выразить в нем всю гамму человеческих
страстей.
Живя с постоянным
ощущением сложности окружающего мира, П.Сезанн
не мог оставаться в рамках простой
созерцательности и правдивого отображения
увиденного. Он всегда стремился акцентировать
внимание зрителя на том, что для него было
главным в картине. С этой целью он деформировал
фигуры, создавал композиции с неустойчивым
равновесием, использовал насыщенные темные
краски, положенные большими массами ("В
комнатах", 1860-е гг., ГМИИ, Москва). К концу 1860-х
гг. живописная манера П.Сезанна меняется в
сторону большей сдержанности и строгости
композиции ("Девушка у пианино",
или "Увертюра к "Тангейзеру", 1867-1869,
Эрмитаж, Санкт-Петербург).
|
"Девушка у пианино
(Увертюра к "Тангейзеру")". ок. 1868 г.
Холст, масло. 57.8x92.5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург. |
Для
импрессионистического периода (1872-1879) характерны
приближенная к реальной жизни интерпретация
образов, тонкая передача световоздушной среды и
более светлая цветовая гамма. Основным жанром
для Сезанна становится пейзаж, а единственным
объектом наблюдения - природа. В 1872-1873 гг. он
работает в Овере, затем в Понтуазе, где
сближается с К.Писсарро. Очень
часто художники работают над одним и тем же
мотивом, используя при этом разные выразительные
средства ("Дорога в Понтуазе", ок. 1876, ГМИИ,
Москва). В Овере Сезанн начинает писать
натюрморты с цветами, что помогает ему острее
почувствовать окружающую его природу. Работая
над натюрмортами, он вырабатывает свою
неповторимую цветовую гамму: сочетание
сизо-голубого и оранжево-желтого тонов ("Букет
цветов в вазе", 1873-1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
"Яблоки, персики, груши и
виноград". 1879-1880 гг.
Холст, масло. 38.5x46.5.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Заказать
постер
|
"Пьеро и Арлекин". 1888 г.
Музей им. А.С. Пушкина, Москва.
|
Так называемый
конструктивный период творчества П.Сезанна
(1879-1888) совпадает с вершиной его мастерства и
отличается гармоничным сочетанием массивных
форм и строгой композиции ("Фрукты", 1879 - 1882, Эрмитаж,
Санкт-Петербург). Изображению нестойких
мимолетных явлений природы, что с таким
мастерством делали импрессионисты,
препятствовала материально-конструктивная
основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну.
Поэтому в этот период, когда он в совершенстве
овладел передачей световоздушной среды,
художник усиливает структурно-предметные
элементы своих композиций ("Пьеро и
Арлекин", 1888, ГМИИ, Москва; "Мост на
Марне в Крейтеле", 1888, ГМИИ, Москва).
"Купальщики". 1875-1876 гг.
Холст, масло. 54.2x66.5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Заказать
постер
|
"Натюрморт с драпировкой".
ок. 1895.
Холст, масло. 55x74.5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
|
В синтетический
период (1888-1899) П.Сезанн создает цельный,
устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и
пластичные мазки мастера одновременно создают
форму и намечают пространство, они словно
цепляются друг за друга, формируя единую,
неразрывную структуру полотна. Человеческие
фигуры не противостоят пейзажному фону, они так
же, как окружающая их растительность, пронизаны
светом и воздухом ("Купальщики",
1890-1892, Музей Орсэ, Париж). Художник очень часто
обращается к теме купания, воплощая в ней свой
идеал свободного человека, живущего в гармонии с
природой. С воспоминаниями о счастливой юности
связан у П.Сезанна образ высокой сосны,
отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот
образ на холст, художник стремился решить
проблему слияния предмета с окружающим его
пространством и выразить ощущение меняющегося и
в то же время вечно существующего мира природы
("Большая сосна близ Экса", 1890, Эрмитаж,
Санкт-Петербург). Этот интерес к соотношению
изменяющегося и постоянного наиболее ярко
отразился в его поздних натюрмортах ("Натюрморт с драпировкой", 1898-1899, Эрмитаж,
Санкт-Петербург). Портретные композиции
П.Сезанна лишены психологической, социальной и
индивидуальной характеристик, но люди,
представленные на них, всегда значимы, а порой
даже монументальны ("Курильщик", 1890-1896, Эрмитаж,
Санкт-Петербург; "Дама
в голубом",
ок. 1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
"Курильщик". 1890-1892 гг.
Холст, масло. 92.5x73.5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
|
"Дама в голубом". 1900-1902 гг.
Холст, масло. 88,5х72 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Заказать
постер
|
1900-е гг. отмечены
появлением так называемой спонтанной живописи в
его творчестве: композиция картины не
продумывается заранее, она возникает как бы сама
по себе в процессе работы. Мужественно-суровая
палитра художника начинает приобретать
лирические оттенки ("Голубой пейзаж", 1900-е,
Эрмитаж, Санкт-Петербург).
|
"Гора
Сент-Виктуар". 1897-1898 гг.
Холст, масло. 81х100,5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург. |
Все чаще на его
полотнах появляется изображение горы
св.Виктории как символа величия и неделимости
вселенной ("Гора
св.Виктории,
1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Литература:
1. Воллар А. Сезанн. Пер. с франц. Л., 1934.
2. Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. М., 1966.
3. Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания
современников. Пер. с франц. М., 1972.
4. Поль Сезанн. Л., 1975.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.
Основные
даты жизни и творчества Поля Сезанна
1839, 19 января
В городе Эксе родился Поль Сезанн.
1852-1855
Сезанн учится в коллеже Экса. Начало
дружбы с Батистеном Байлем и Эмилем Золя.
1856
Поступает в Школу рисования в Эксе.
1859
Начало переписки с Золя. Сезанн мечтает
уехать в Париж, чтобы учиться живописи, но по
настоянию отца вынужден поступить на факультет
права в Эксе. В только что приобретенном его
отцом доме в Жа де Буффан Сезанн оборудует себе
мастерскую. Изучает картины караваджистов в
музее Экса.
1861, апрель
Сезанн уезжает в Париж. Учится в
мастерской Сюиса, встречается там с Писсарро и
Гийоменом, посещает Лувр и Салон 1861 года.
1861, сентябрь
Потерпев неудачу на приемных экзаменах
в Школе изящных искусств, Сезанн, обескураженный,
возвращается в Экс и становится служащим в банке
своего отца. По вечерам продолжает заниматься в
Школе рисования.
1862, ноябрь - 1864,
июль
Второе путешествие в Париж. Работа в
Академии Сюиса. Тесная связь с Писсарро,
Гийоменом, Оллером, Гийеме, Базилем, Моне,
Сислеем, Ренуаром. Вместе с Золя посещает Салон
отверженных в 1863 году. Увлечение произведениями
Курбе и Делакруа. Начало работы над
"неистово-романтическими" картинами.
1864
Работы Сезанна, впервые представленные
в Салоне, отвергнуты. Возвращение в Экс. Вплоть до
1870 года он попеременно живет то в Провансе, то в
Париже.
1866-1867
Сезанн представлен Эдуарду Мане,
который восхищается его натюрмортами. Пишет
портреты Валабрега, Амперера и своего отца,
читающего газету.
1867-1869
Пишет картины "Похищение",
"Оргия", "Искушение св. Антония",
"Натюрморт с черными часами".
1870-1871
Работает в Эксе, Эстаке, Париже.
1872-1873
Работает с Писсарро в Понтуазе. Затем
поселяется в Овер-сюр-Уаз. Дружба с доктором Гаше.
Пишет "Дом повешенного" и ряд пейзажей, в
которых чувствуется влияние Писсарро.
Встречается с папашей Танги.
1874
Участвует в первой выставке
импрессионистов.
1875
Встречается с Шоке, который начинает
коллекционировать его работы.
1876
Проводит лето в Эксе, отказавшись
участвовать во второй выставке импрессионистов.
1877
Работает в Понтуазе и в Овере. На третьей
выставке импрессионистов показывает семнадцать
натюрмортов и пейзажей.
1878
Возвращается в Эстак. Все дальше отходит
от импрессионизма.
1882
Сезанн допущен в Салон как "ученик
Гийеме".
1883
Вместе с Монтичелли работает в
окрестностях Экса и Эстака. В декабре его
посещают Ренуар и Моне. Начинает работать над
"Видом Марсельской бухты из Эстака".
1885
Едет в Ренуаром в Ла-Рош-Гюйон. Много
работает в Гарданне и ее окрестностях. Полное
торжество нового стиля в живописи Сезанна.
1886, апрель
Женится на Гортензии Фике. Разрыв с Золя
из-за романа "Творчество". Смерть отца
художника, оставившего Сезанну большое
состояние. Пишет пейзажи, изображающие долину
реки Арк и гору Сент-Виктуар.
1890
Сезанн выставляет три картины в
Брюсселе с "Группой двадцати".
1891-1892
Пишет пять вариантов картины "Игроки
в карты".
1893
Автопортрет Сезанна помещен на выставке
"Портреты прошлого столетия".
1895
Первая персональная выставка в галерее
Амбруаза Воллара. Пишет "Портрет Гюстава
Жеффруа" и "Мальчика в красном жилете".
Начинает работать над серией "Купальщиков".
Два пейзажа Сезанна вошли в собрание
Люксембургского музея.
1896
Знакомится с поэтом Жоашимом Гаске.
1897-1898
Пишет многочисленные виды горы
Сент-Виктуар из Бибемю. Начинает работать над
"Большими купальщицами". Вторая выставка у
Воллара.
1900
Картины Сезанна фигурируют на выставке
"Столетие французской живописи",
приуроченной к открытию Всемирной выставки в
Париже. Национальная галерея в Берлине
приобретает один из его пейзажей. Морис Дени
пишет картину "Апофеоз Сезанна".
1901
Выставляется в Салоне независимых и в
Брюсселе на выставке "Свободная эстетика".
1902
Смерть Золя.
1904
В новоорганизованном Осеннем салоне
целый зал посвящается живописи Сезанна. Эта
выставка первый триумф Сезанна. Эмиль Бернар
посещает Сезанна в Эксе.
1905
Вновь выставляется в Осеннем салоне и в
Салоне независимых. Стремится закончить
"Больших купальщиц".
1906, 22 октября
Смерть Сезанна.
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Сезанна"./ Пер. с фр.;
Послесловие К.Богемской. - М.: "Радуга", 1991.
- 351 с.
Книга
на ОЗОНе