"...Хранящаяся в Эрмитаже картина "Девушка
у пианино" ("Увертюра к "Тангейзеру")
написана в 1868-1869 годах. Сюжет ее напоминает о
культе Вагнера, которому поклонялась
художественная молодежь Франции.
"Увертюра к
"Тангейзеру" начиналась Сезанном, видимо,
так же спонтанно, как и другие его экспрессивные
работы этих лет. Один из друзей Сезанна, Марион,
рассказывает в письме: "Недавно он (Сезанн) за
одно утро наполовину написал великолепный
холст... Он будет назван "Увертюра к
"Тангейзеру" (...). Эта живопись принадлежит
будущему, как сама музыка Вагнера...
Вот эта работа.
Девушка за пианино; белое на синем; все на
первом плане. Пианино написано широким мазком,
повернутый в профиль старик отец сидит в кресле;
в глубине комнаты находится мальчик, слушающий
музыку с глуповатым видом. В целом впечатление
свирепой и подавляющей силы..." Здесь
описывается первоначальный вариант картины,
исполнение которой, видимо, должно было
соответствовать бурной музыке немецкого
композитора. Спустя год тот же корреспондент
сообщает: ".. У Поля имеется несколько крупных
начатых полотен; он собирается снова работать
над "Увертюрой к "Тангейзеру" в
совершенно других, более светлых
тональностях..." И в одном из следующих писем
той же переписки Марион рассказывает: "Он
вернулся к знакомому тебе сюжету "Увертюра к
"Тангейзеру", однако в совершенно других и
совсем светлых тональностях, все фигуры
отличаются большой законченностью.
Светловолосая головка девушки очень красива,
написана с удивительной силой. Мой профиль
получился очень похожим, к тому же он мастерски
выполнен, без прежней резкости цвета и
отпугивающей дикости других его работ. Пианино
написано так же великолепно, как в первом
варианте, а складки занавеси, как и обычно,
поражают подлинностью".
Как видно из этого
описания, следующий вариант картины был уже
ближе к эрмитажному, но в нем было еще много
подробностей - занавес, выразительный портрет
Мариона.
Картина, которую мы
можем увидеть в Эрмитаже, - это третий,
окончательный вариант, две предыдущие не
сохранились. В композиции возобладало
спокойствие, уравновешенность, в ней нет и
следова "свирепой и подавляющей силы", а,
напротив, разлито спокойствие, окрашенное легкой
печалью. Сезанн здесь подводит итог целой серии
семейных сцен и портретов..."
По материалам
книги:
А.Перрюшо "Жизнь Сезанна" и
послесловия К.Богемской. - М.: "Радуга", 1991.
- 351 с. Книга
на ОЗОНе
|