Поль Синьяк: коллекция
Постеры
картин Поля Синьяка
Поль Синьяк в музеях
СИНЬЯК Поль (1863-1935)
- французский живописец, график, теоретик
искусства, общественный деятель, один из
основоположников неоимпрессионизма.
Родился в состоятельной
семье владельца магазина. Не получил
систематического художественного образования.
Творческая манера сформировалась в основном под
влиянием творчества импрессионистов, в
особенности К.Моне
("Предместье Парижа", 1883, Музей Орсэ, Париж;
"Сен-Бриак. Крест моряков", 1885, частное
собрание, Париж; "Сена в Аньере", 1885, частное
собрание, Париж). После знакомства с Ж.Сёра
с увлечением изучает научные работы Э.Шеврейля,
Г.Л.Ф.Гельмгольца и др., посвященные
закономерностям взаимоотношений света и цвета.
Удостоверившись на практике, что звучание цвета
усиливается, если краски не смешивать на палитре,
а наносить их на холст мелкими мазками, П.Синьяк
начинает писать раздельными точками чистого
цвета и становится активным пропагандистом и
теоретиком нового художественного метода -
дивизионизма, или пуантилизма.
Главное место среди
пейзажных работ П.Синьяка занимают марины с
изображением средиземноморского побережья
Франции.
В 1887 г. он побывал в небольшом
южном городке Коллиур и написал там серию работ в
новой живописной манере, отмеченных сильным
влиянием Ж.Сёра ("Порт
Коллиур", 1887, Государственный музей
Креллер-Мюллер, Оттерло; "Вид Коллиура", 1887,
частное собрание, Нью-Йорк). В них художник тонко
и удивительно верно передает все особенности
средиземноморского освещения, используя для
этого причудливую мозаику из мелких мазков
синего, фиолетового, зеленого, желтого и красного
цветов.
Принимая в целом манеру Ж.Сёра,
П.Синьяк тем не менее приспосабливает ее к своему
видению мира, отказываясь от космического
восприятия окружающей природы.
"Красный буй". 1895 г.
Холст, масло. 81х65 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
"Сен-Тропез". 1899 г.
Музей Аннонсиад, Сен-Тропе.
|
П.Синьяк всегда стоит
на земле и отсюда воспринимает все происходящее,
поэтому природа на его полотнах более обыденная,
а потому более близкая и знакомая ("Пинии и
паруса", 1896, частное собрание; "Песчаный
берег моря", 1890, ГМИИ, Москва; "Лодки на
солнце", 1891, частное собрание; "Красный буй", 1895, Музей Орсэ, Париж; "Сен-Тропез", 1897, Музей Аннонсиад, Сен-Тропез;
"Порт Роттердама", 1907, Музей Бойманс-ван
Бейнинген, Роттердам; "Марсельский
порт", 1907, Эрмитаж,
Санкт-Петербург; "Сосна
в Сен- Тропезе", 1909,
ГМИИ, Москва).
"Марсельский порт". 1906 г.
Холст, масло. 46х55 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
|
"Сосна в Сен-Тропезе". 1909 г.
Дерево, масло.
ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва.
Заказать постер
|
Работу в мастерской
П.Синьяк предпочитал работе на открытом воздухе,
считая, что техника масляной живописи мало
подходит для пленэра, поэтому его акварели,
выполненные на натуре, темпераментнее и живее
его картин.
П.Синьяк очень много
путешествовал по Франции, он побывал также в
Голландии, Италии, на Корсике, в Константинополе,
привозя из своих поездок работы с изображением
великолепных пейзажей, увиденных глазами
художника, влюбленного в жизнь ("Тартаны,
разукрашенные флагами", 1893, Городской музей
Вупперталь; "Папский
дворец в Авиньоне",
1900, Музей Орсэ, Париж;
"Константинополь.Ени-Джани", 1909, частное
собрание, Брюссель).
|
"Папский дворец в
Авиньоне". 1900 г.
Холст, масло. 73,5х92,5 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
Заказать постер |
С большой охотой и
увлечением он писал Париж, его мосты, каналы,
набережные - вообще все места, связанные с водой;
приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж
индустриальные мотивы, изображая заводы и их
дымящиеся трубы ("Предместье Парижа", 1883,
Музей Орсэ, Париж).
Так, сопоставляя в
картине "Сена. Гренелль", 1899, частное
собрание, Хельсинки) Эйфелеву башню и заводские
трубы, он как бы говорит о существовании второго
Парижа, рабочего.
"Завтрак". 1886-1887 гг.
Холст, масло. 89х115 см.
Рейксмюзеум, Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.
|
"Портрет Феликса Фенеона на
эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами,
тонами и красками". 1890 г.
Холст, масло. 73,5х92,5 см.
Музей Современного искусства, Нью-Йорк.
Заказать постер
|
Портретные работы П.Синьяка
не отличаются той искренностью и
непосредственностью восприятия, как его пейзажи
("Завтрак", 1886-1887, Государственный музей
Креллер-Мюллер, Оттерло). Среди них выделяется "Портрет Феликса Фенеона на
эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами,
тонами и красками"
(1890, частное собрание, Нью-Йорк), исполненный
динамики завихряющихся орнаментальных узоров и
свидетельствующий об интересе автора к
проблемам монументально-прикладного искусства.
Литература:
1. Синьяк П. От Эжена Делакруа к
неоимпрессионизму. Пер. с франц. М., 1913.
2. Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники.
Литературное наследие. Воспоминания
современников. М., 1976.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.