Жорж Сёра: коллекция
Жорж Сёра в музеях
Жорж Сёра: литература
Хронология жизни
СЁРА Жорж (1859-1891)
- французский живописец, график, один из
основоположников неоимпрессионизма.
Родился в состоятельной
мелкобуржуазной семье. Учился в Муниципальной
школе рисунка (с 1875) и в Школе изящных искусств в
мастерской А.Лемана, ученика Ж.Д.Энгра (1878-1879). На
формирование творческого метода Ж.Сёра оказало
влияние искусство Э.Делакруа, К.Коро, Т.Кутюра,
П.Пюви де Шаванна, а также К.Моне и К.Писсарро.
Ранние работы Ж.Сёра написаны в
импрессионистической манере, они наполнены
светом и воздухом, мерцанием разноцветных бликов
("Рыбаки на берегу Сены", 1883, частное
собрание, Труа),
"Остров Гранд Жатт". 1884 г.
Частное собрание, Нью-Йорк.
|
"Сена в Курбевуа". 1885-1886 гг.
Холст, масло.
Частная коллекция.
|
В историю живописи Ж.Сёра
вошел как один из создателей нового
художественного метода, основанного на законах
спектрального анализа. Сёра отказался от
смешения красок и использовал точечные мазки
чистого цвета, располагая их рядом друг с другом.
В глазах зрителей, находящихся на некотором
расстоянии от картины, мазки сливались, образуя
яркое красочное полотно. С оптической точки
зрения Ж.Сёра изучил возможности красок для
создания более темных или более светлых
оттенков. Причем главным в его экспериментах
было не соответствие полученной гаммы
естественным краскам природы, а достигаемый их
игрой особый декоративный эффект ("Остров
Гранд-Жатт", 1884, частное собрание,
Нью-Йорк; "Сена в
Курбевуа", 1885,
частное собрание, Париж; "В Онфлёре",
1886, Национальная галерея, Прага).
"Гавань в Онфлере". 1886 г.
Холст, масло.
Национальная галерея,
Прага, Чехия.
|
"Воскресная прогулка на острове
Гранд Жатт". 1884-1886 гг.
Холст, масло. 81х120 дюймов.
Художественный институт, Чикаго.
|
Одним из основных
произведений Ж.Сёра считается "Воскресная
прогулка на острове Гранд-Жатт" (1884-1886, Художественный институт,
Чикаго), созданию которого предшествовало
написание множества подготовительных работ, в
которых художник пытался разрешить проблему
взаимодействия человеческих фигур в
световоздушной среде. Следуя своей теории,
художник делит полотно на две зоны: освещенную,
написанную теплыми чистыми красками, и
затененную, с преобладанием холодных чистых
тонов. В целом картина передает ощущение сонной
атмосферы летнего дня.
"Парад". 1887-1889 гг.
Холст, масло. 39 3/4 х 59 1/8 дюймов.
Метрополитен-музей искусств,
Нью-Йорк
|
"Натурщицы". 1887-1888 г.
Холст, масло. 78 3/4 х98 3/8 дюймов.
Фонд Барнса, Мэрион, Пенсильвания
|
В 1880-1890-х гг. склонность Сёра
к локальному декоризму усиливается ("Парад",
1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Натурщицы",
1888, Старая пинакотека, Мюнхен; "Воскресенье
в Порт-ан-Бессен", 1888, Государственный
музей Креллер-Мюллер, Оттерло; "Порт-ан-Бессен
во время прилива", 1888, Национальный
музей современного искусства, Париж; "Цирк",
1890-1891, Музей импрессионизма, Париж). В своих
работах он делает попытку возродить принципы
декоративно-монументальной композиции, стремясь
преодолеть фрагментарность композиции,
свойственную импрессионистам.
"Порт-ан-Бессен, воскресенье".
1888 г.
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло.
|
"Порт-ан-Бессен, прилив". 1888 г.
Национальный музей современного искусства,
Париж.
|
"Цирк". 1890-1891 гг.
Холст, масло. 73х59 1/8 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
Литература:
1. Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма.
Дневники. Литературное наследие. Воспоминания
современников. М., 1976.
2. Перрюшо А. Жизнь Сёра. Пер. с франц. М., 1992.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.
Хронология
жизни
1859
Родился в Париже, в семье отставного
государственного служащего Антуана Кризостома
Сёра и его жены, Эрнестины.
1875
Поступает в школу живописи, где
обучается у скульптора Жюстена Лекьена.
Знакомится с Эдмоном Аман-Жаном и Эрнестом
Лораном.
1878
Принят в Школу изящных искусств в класс
Анри Лемана, преданного ученика Энгра.
1879
На четвертой выставке импрессионистов
восхищается их работами. Покидает Школу изящных
искусств. Продолжает рисовать, проходя срочную
военную службу в Бресте.
1880
Демобилизуется из армии и возвращается
в Париж. Снимает студию вместе с Аман-Жаном.
1881
Пишет ряд портретов. Изучает оптику и
цвет.
1883
Выставляет портрет Аман-Жана в Салоне.
Начинает работу над "Купанием в Аньере".
1884
Картина "Купание в Аньере"
отклонена жюри Салона. Сёра выставляет ее в
Салоне отверженных.
1886
Выставляет картину "Гранд-Жатт" на
последней выставке импрессионистов. Полотно
производит сенсацию. Сёра объявляют основателем
неоимпрессионизма.
1887
Принимает участие в выставке
бельгийской "Группы двадцати". Картина
"Гранд-Жатт" собирает вокруг себя толпы
зрителей.
1888
Влюбляется в Мадлен Кноблох, но скрывает
свой роман от семьи.
1889
У Сёра и Мадлен рождается сын, Пьер Жорж.
1891
Скоропостижно умирает 29 марта.
Похоронен в семейном склепе на кладбище
Пер-Лашез.
По материалам:
"Художественная галерея. Сёра". №20, 2005.