Эпизоды из жизни:
1 2
Сислей, стоявший у истоков
импрессионизма и принимавший активное участие в
самом движении, известен гораздо менее своих
товарищей по "партии" (особенно - его
ближайшего друга, Клода Моне), имена которых у
всех на слуху.
Имя Сислея привычно
ассоциируется с центральной провинцией Франции,
с французским импрессионизмом, но в
действительности Сислей был англичанином -
англичанином, лишь трижды в жизни побывавшим на
родине. Его отец, Уильям Сислей (1799-1879), и мать,
Фелиция (1808-1866), приходились друг другу
двоюродными братом и сестрой. Они происходили из
старинного купеческого рода, издавна связанного
с Францией (дед художника, например, возил в
Англию парижские товары и был женат на
француженке). В 1830-х годах Уильям окончательно
осел во Франции. Поначалу он служил управляющим
складами одной из торговых компаний, а затем
основал собственное дело. Альфред, родившийся 30
октября 1839 года, был четвёртым (и последним)
ребёнком в семье.
Он рос, окружённый
заботой и лаской родителей. С его решением стать
художником отец смирился (хотя ему это не
особенно нравилось), назначив ему достойное
содержание. В 1860 году двадцатилетний Сислей
приступил к учёбе в мастерской Ш. Глейра (1806-1874). С
учителем Альфреду повезло - тот был мягок,
внимателен, неагрессивен. Недостаток (на взгляд
молодёжи) же у Глейра был один - его
приверженность академизму. В мастерской Сислей
встретился и подружился с по-настоящему близкими
людьми, составившими впоследствии ядро группы
импрессионистов. Это были К. Моне, О. Ренуар, Ф.
Базиль. В 1863 году все четверо покинули мастерскую
Глейра, отправившись в автономное
"плавание" - открывать новые художественные
материки.
Сислей на фоне своих
энергичных товарищей несколько стушёвывался. Он,
как вспоминал Ренуар, "был очаровательным
существом, не способным возразить даже
женщине". Ренуар не однажды писал своего
приятеля - на этих портретах мы видим очень
приличного молодого человека. Сислей без труда
"уживался" в любой компании, с удовольствием
играл в карты и на бильярде - другими словами, был
"человеком, приятным во всех отношениях".
Что касается влияний,
испытываемых молодым художником, то, по
собственному признанию, он очень любил
произведения "барбизонцев", что немудрено -
Сислей изначально ощущал себя пейзажистом по
преимуществу, что сближало его с художниками
"барбизонской школы". Ещё одно имя, которое
следует назвать, - Камиль Коро (1796-1875). Сислей на
всю жизнь сохранил привязанность к его
творчеству, называя себя его наследником.
Ранние вещи Сислея -
это тщательно прописанные виды пригородных
лесов и деревенских улочек. В 1866 году две
подобных работы были показаны в Салоне, но общая
атмосфера официального Салона не удовлетворяет
художника, и спустя несколько месяцев он - вместе
со своими единомышленниками - организует
оппозиционный Салон независимых, где зрители
могли познакомиться с отвергнутыми официальным
Салоном работами.
К этому времени
относятся и существенные перемены в личной жизни
Сислея. В середине 1860-х годов у него вспыхнул
роман с натурщицей Эжени Лескузе (1834-1898). В 1867 году
у любовников родился сын, Пьер, а 1869 году - дочь,
Жанна. Отец Альфреда, рассерженный
"недостойным поведением" сына, лишил его
содержания. Сислей оказался на пороге нищеты. В
сущности, такое положение продлилось до конца
его жизни.
Пьер Огюст Ренуар
"Портрет А.Сислея с женой". 1868.
Холст, масло. 105х75.
Музей Вальраф-Рихард. Кельн.
О
картине
Ренуар вспоминал о
спутнице художника как об "очень чувственной,
но слишком благовоспитанной" женщине. Её
портретов Сислей не писал - Эжени появляется на
некоторых его полотнах в виде неясной фигуры на
фоне пейзажа. В письмах Сислея упоминания о ней
встречаются лишь косвенные - они довольно
туманны. Таким образом, Эжени остаётся
"непроявленным" персонажем в судьбе Сислея.
Впрочем, одна её отчётливая характеристика
всё-таки известна, но дал её художник уже после её
смерти. "Когда у меня опускались руки, -
вспоминал он, - моя добрая и отважная подруга
всегда старалась поддержать меня, говоря:
"Нужно сражаться до последнего"".
В 1870 году началась
война с Пруссией, разбросавшая товарищей Сислея.
Сплочённый круг на время распался. Для самого
Сислея война имела катастрофические
последствия. Она разорила его отца, и надежды на
серьёзное наследство растаяли как дым.
Наступление прусских войск вынудило художника
бежать из Парижа, бросив всё своё имущество, в том
числе и картины. Они пропали. Поэтому раннего
Сислея мы знаем лишь по 17-ти работам, которые ему
удалось продать до войны.
После войны Сислей
вместе с семьёй обосновался в Вуазене, рядом с
городком Лувесьен, к западу от Парижа. С Вуазеном
связан зрелый период творчества художника. Он
без устали работал, всякий день выходя с
мольбертом на берег Сены. Если же шёл дождь или на
улице становилось слишком холодно, Сислей писал,
сидя возле высокого окна в своей мастерской.
Летом 1874 года он совершил краткую поездку в
Англию. Там он написал серию великолепных видов
Хэмптон-корта. Вернувшись из Англии, Сислей
перебрался в Марли, где написал ещё одну свою
серию - едва ли не лучшую. Темой для неё послужило
наводнение 1876 года.
Активно он участвовал
и в художественной жизни. Сислей был одним из
главных организаторов групповой выставки
импрессионистов (они тогда были объединены в
"Акционерное общество
художников-живописцев"; самого термина
"импрессионисты" ещё не существовало),
состоявшейся в 1874 году. На ней он показал шесть
своих работ, но они не вызвали интереса у
критиков, писавших в основном о Мане и Писсарро.
Его картины, вообще, не пользовались спросом, а
так это был его единственный источник дохода, то
Сислей в материальном отношении жил всё хуже и
хуже. Частая смена квартир была вызвана именно
этим. В 1879 году он потерял отца. Перенесённые
испытания наложили отпечаток и на творчество
художника. Картины, которые он писал после этого,
сильно потеряли в радостном ощущении бытия - по
сравнению с работами периода жизни в Лувесьене и
Марли.
С 1880 года и до самой
смерти Сислей жил в Море-сюр-Луэн. Это было
добровольное изгнание. Художник устал от борьбы
за успех. Ему трудно было оставаться рядом со
своими преуспевающими товарищами. Кажется,
особенно он ревновал к славе своего ближайшего
приятеля, Клода Моне. На фоне яркой манеры Моне
работы Сислея смотрелись почти классическими,
хотя на самом деле были правоверно
импрессионистическими. Но в этих тонкостях тогда
никто разбираться не хотел. Сислея охватила
глубокая депрессия. С этого времени он перестал
участвовать в выставках импрессионистов.
Впрочем, затворником
он не жил. В Море художник завёл массу
необязательных знакомств. Кроме того, его
навещали немногочисленные поклонники его
дарования и молодые художники, обладавшие более
зорким зрением на новое, нежели поверхностная
художественная критика. Работал художник
по-прежнему много. Не чурался он и эксперимента,
написав ряд картин пастелью и создав несколько
монументальных полотен, запечатлевших старинную
церковь в Море.
Три летних месяца 1898
года он провёл вместе с семьёй в Корнуолле и на
южном побережье Уэльса. В Кардиффе художник
официально оформил свой брак с Эжени, после чего
стал законным отцом своих детей. В новом качестве
официального мужа своей жены он, к сожалению,
пребывал недолго. В 1898 году его жена заболела
раком горла. Болезнь протекала мучительно, и
Сислей оставил живопись, чтобы ухаживать за
Эжени. Он уже знал, что та же самая болезнь
"съедает" и его самого. В январе 1899 года,
похоронив жену, он пригласил Моне к себе в гости.
Встреча старых друзей была горькой. Сислей
попросил Моне позаботиться о Пьере и Жанне.
Спустя неделю художник скончался и был похоронен
рядом с Эжени на местном кладбище. На могилу
положили тяжёлый, покрытый мхом камень,
привезённый в Море из столь любимого Сислеем
леса Фонтенбло.
По
материалам "Художественная галерея.
Сислей", №42, 2005 г.