Сюжет
этой картины взят Тёрнером из IX главы
"Одиссеи". Там рассказывается о том, как
возвращавшийся с Троянской войны Одиссей (Улисс)
и его спутники были захвачены в плен циклопом
Полифемом, сыном бога Посейдона. Циклоп съел
несколько матросов, после чего хитроумный
Одиссей сумел выжечь его единственный глаз.
Уплывая от ослепленного
Полифема, Одиссей насмехается над обезвреженным
врагом.
Эту картину Тёрнер написал
сразу же после возвращения из Италии в феврале 1829
года, спеша закончить ее к выставке Королевской
академии, проводившейся в мае. Его итальянские
впечатления дали о себе знать. Некоторые критики
отмечали близкое сходство виртуозных цветовых
эффектов, созданных художником на этом полотне, с
фресками эпохи Ренессанса, которые Тёрнер
внимательно изучал в Пизе. Более того, эти
эффекты и становятся главными героями работы,
отодвигая на второй план собственно
мифологический сюжет. Полифем, например,
выглядит здесь просто скоплением облаков. Будучи
показанной, картина вызвала неоднозначные
отклики. Одни называли ее "главной картиной
Тёрнера", другие упрекали за содержательную
несостоятельность.
Мифологические
детали
|
1.
Гигантская фигура Полифема возвышается над
судном Одиссея. Силуэт циклопа написан так, что
его легко принять за облако.
|
|
2.
Лошади видны на фоне восходящего солнца.
Согласно греческой мифологии, движению Солнца
соответствовал скачущий по небу на колеснице
Аполлон. |
|
3.
Светлые фигуры, сопровождающие судно, - это
морские нимфы (или нереиды). Их было ровно
пятьдесят - дочерей морского божества Нерея. |
|
4.
Скала с пробитой ветром и волнами сквозной
аркой взята Тёрнером с этюда, сделанного им на
берегу Неаполитанского залива. |
По материалам
"Художественная галерея. Тёрнер". №19, 2004.
|