Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8
Арлезианское солнце ударило
Винсенту в глаза и настежь распахнуло его душу.
Это был клубящийся, зыбучий шар лимонно-желтого
огня, который стремительно катился по
ярко-голубому небу и заливал все вокруг
ослепительным светом. Нестерпимый зной и
необыкновенная прозрачность воздуха делали мир
новым и непривычным.
Винсент вышел из вагона
третьего класса рано утром и по извилистой
дороге направился с вокзала к площади Ламартина,
по одну сторону которой тянулась набережная
Роны, а по другую - убогие гостиницы и кафе. Арль
лежал впереди, словно вмазанный в склон холма
лопаткой каменщика, и дремал в лучах жаркого
южного солнца.
О том, где ему поселиться,
Винсент не особенно заботился. Он вошел в первую
же гостиницу, которая попалась ему на площади, и
занял там комнату. Он швырнул свой чемодан на
кровать и пошел осматривать город. С площади
Ламартина к центру Арля было два пути. Слева,
огибая город по окраине, шла проезжая дорога -
пологими извивами поднималась она мимо древнего
римского форума и амфитеатра на вершину горы.
Винсент выбрал более короткий путь, через
лабиринт мощеных булыжником узеньких уличек.
После долгого подъема он выбрался наконец на
залитую знойным солнцем площадь Мэрии. По пути
ему попадались дышащие прохладой каменные
дворики - они словно ничуть не изменились с
далеких римских времен. Чтобы в переулки не
проникало палящее солнце, они были узкие, и
Винсент, раскинув руки, мог коснуться стен домов
по обе стороны мостовой. А для защиты от жесткого
мистраля улицы были проложены по склону холма
самым замысловатым образом: через каждые десять
шагов они сворачивали в сторону, нередко образуя
острые углы. Всюду валялись кучи мусора, около
домов копошились грязные ребятишки, все вокруг
выглядело мрачно и уныло.
Винсент пересек площадь
Мэрии, коротким проулком вышел к большой дороге,
ведущей к рынку, и, очутившись в маленьком парке,
стал осторожно спускаться к арене римского
амфитеатра. Прыгая, как козел, со скамьи на
скамью, Винсент взобрался на самый верх. Он сел на
шершавую каменную глыбу, свесил ноги на высоте
десятка сажен над землей, закурил трубку и окинул
взглядом владения, повелителем и господином
которых он сам себя назначил.
Город, раскинувшийся под ним,
будто поток рухнувших камней, круто сбегал вниз и
обрывался у Роны. Кровли домов были как бы
вписаны одна в другую изощренной рукой
рисовальщика. Дома все как один были крыты
черепицей, некогда она была красной, но постоянно
палившее солнце выжгло на ней причудливые пятна
всех оттенков, от желто-лимонного и
нежно-розового до ядовито-лилового и
землисто-коричневого.
Широкая, быстрая Рона,
подступив к подошве холма, на котором лепился
Арль, делала крутой изгиб и устремлялась прямо к
Средиземному морю. Оба берега были закованы в
каменные набережные. На дальней стороне
виднелся, будто нарисованный, городок Тренкетай.
Позади Винсента раскинулась горная цепь -
громадные кряжи, вершины которых уходили в
прозрачную высь. Впереди открывалась широкая
панорама - возделанные поля, цветущие сады,
высокая гора Монмажур, плодородные долины,
прочерченные тысячами глубоких борозд,
сходившихся где-то в бесконечности в одной точке.
И куда ни глянь, всюду
сверкали такие краски, что Винсент в удивлении
тер глаза. Небо было такой напряженной,
чистейшей, глубокой голубизны, что голубое уже не
казалось голубым - цвет словно бы растворялся,
исчезал. А зелень полей, расстилавшихся у
Винсента под ногами, воплощала в себе самую душу
зеленого цвета в его поистине безумной чистоте.
Жгучее лимонно-желтое солнце, кроваво-красная
почва, ослепительно белое одинокое облако над
Монмажуром, розовый пушок, каждую весну
окутывающий сады… этому отказывался верить
глаз. Разве мыслимо все это написать! Разве в
силах он заставить кого-нибудь поверить, что
такие цвета существуют на самом деле, если его
кисть и перенесет их на полотно? Лимонно-желтое,
голубое, зеленое, красное, розовое - природа
захлестывала его неистовой выразительностью
этих пяти красок.
Винсент вернулся проезжей
дорогой на площадь Ламартина, схватил мольберт,
палитру и холст и пошел вдоль Роны. Всюду уже
зацветал миндаль. Солнце искрилось и сверкало в
воде так, что было больно глазам. Шляпу Винсент
забыл в гостинице. Солнце пекло его рыжую голову,
гнало прочь парижскую стужу, уныние и постылую
усталость, какими измучила его столичная жизнь.
Пройдя с километр вниз по
реке, Винсент увидел подъемный мост, по мосту
ехала небольшая повозка, четко рисовавшаяся на
фоне голубого неба. Вода была голубая, как в
роднике, берега оранжевые, местами покрытые
зеленой травой. Женщины в коротких кофтах и
разноцветных чепчиках полоскали и колотили
вальками белье в тени одинокого дерева.
Винсент установил мольберт,
глубоко вздохнул и закрыл глаза. Никто не смог бы
удержать в сознании такие краски с открытыми
глазами. Винсент совсем забыл и Сёра с его
рассуждениями о научном пуантилизме, и проповеди
Гогена о декоративности примитивов, и мысли
Сезанна об изображении твердых тел, и Лотрековы
линии, исполненные желчи и ненависти.
Теперь существовал только он, Винсент…
"Мост л'Англуа в Арле". Апрель 1888 г.
Холст, масло. 60х65 см.
Частная коллекция, Париж.
Заказать
постер
|
"Белый фруктовый сад". Апрель 1888 г.
Холст, масло. 60х80 см.
Музей Ван Гога, Оттерло, Амстердам.
|
…Каждое утро Винсент
вставал до рассвета, одевался и шел пешком за
несколько километров вниз по реке или бродил по
окрестностям города, отыскивая живописные места.
Каждый вечер он возвращался с готовым полотном -
готовым, потому что Винсенту уже нечего было к
нему добавить. Сразу после ужина он ложился
спать.
Он превратился в слепую,
бесчувственную машину - писал одно полотно за
другим, без передышки, даже не сознавая, что он
делает. Фруктовые сады стояли в полном цвету.
Винсент с неудержимой страстью писал их и не мог
остановиться. Он уже не думал больше о своих
картинах. Он просто писал. Все восемь лет
напряженного труда проявились теперь в могучем
приливе творческой энергии. Порой, начиная
работу с первыми проблесками зари, он заканчивал
полотно уже к полудню. Тогда он возвращался в
город, выпивал чашку кофе и снова шел с чистым
холстом куда-нибудь в другую сторону.
Он не имел ни малейшего
представления, хороши ли теперь его картины. Его
это не тревожило. Он был опьянен красками.
С ним никто не разговаривал. Он тоже не
заговаривал ни с кем. Те скудные силы, которые
оставались у него от упорной работы, он тратил на
борьбу с мистралем. Не меньше трех дней в неделю
ему приходилось привязывать мольберт к вбитым в
землю колышкам. Холст трепетал и бился на ветру,
словно простыня на веревке. К вечеру все тело у
Винсента ныло, как будто после жестоких побоев.
Винсент постоянно ходил без
шляпы. От свирепого солнца волосы у него на
макушке мало-помалу стали выпадать. Когда он,
вернувшись в гостиницу, ложился на постель, у
него было такое чувство, словно ему на голову
нахлобучили горшок с горящими угольями. Солнце
совсем ослепило его. Он уже не мог отличить
зелень полей от голубизны неба. Но, кончив работу
и принеся ее в комнату, он убеждался, что на его
полотне запечатлела свое сияние и блеск сама
природа.
Однажды он работал в саду с
сиреневой землей, красной изгородью и двумя
розовыми персиковыми деревьями на фоне неба, где
голубое чудесно сочеталось с белым.
"Пожалуй, это будет лучший
пейзаж из всех, какие я написал", - сказал себе
Винсент.
"Персиковые деревья в цвету".
Апрель-май 1888 г.
Холст, масло. 80,5х59,5 см.
Музей Ван Гога, Амстердам.
Заказать
постер
На другое утро Винсент
набрел на сливовый сад, весь в цвету. Он начал
писать, но тут поднялся яростный ветер, он
налетал порывами, словно морской прибой. В минуты
затишья солнце заливало своим сиянием сад, и
белые цветы ярко сверкали в его лучах. Ветер
грозил каждую минуту опрокинуть мольберт, но
Винсент все писал и писал. Это напоминало ему
схевенингенские времена, когда он работал под
проливным дождем, в тучах песка, в соленых
брызгах морской воды. Белый цвет на полотне
отливал всеми оттенками желтого, голубого и
сиреневого. Когда он кончил писать, то увидел на
своей картине нечто такое, чего он вовсе и не
думал в ней выразить, - мистраль.
- Люди подумают, что я писал ее спьяну, -
рассмеялся Винсент…
…Лето становилось жарче и
жарче, кругом все было сожжено его дыханием.
Винсент видел вокруг себя лишь тона старого
золота, бронзы и меди, осененные чуть поблекшим
от зноя зеленовато-лазурным небом. От палящего
солнца на всем лежал какой-то сернисто-желтый
оттенок. Винсент лил на свои полотна поток яркой,
сверкающей желтизны. Он знал, что желтый цвет не
применялся в европейской живописи со времен
Возрождения, но это не останавливало его. Тюбики
с желтой краской пустели один за другим, кисть
щедро наносила их содержимое на полотно. Картины
Винсента были захлестнуты ослепительным
солнцем, опалены им, они были насквозь пронизаны
воздухом.
Винсент был убежден, что
создать хорошую картину ничуть не легче, чем
найти алмаз или жемчуг. Он испытывал
недовольство и собой и тем, что выходило из-под
его кисти, но в нем теплился луч надежды, что рано
или поздно он станет писать лучше. Порою эта
надежда казалась призрачной. Но, только работая,
Винсент чувствовал, что он живет. Иной жизни у
него не было. Он был лишь механизмом, слепым
автоматом, который глотал по утрам еду и кофе,
жадно хватал краски, выплескивал их на холст, а
вечером приносил законченное полотно.
Для чего? Для продажи?
Конечно, нет! Он знал, что никто не купит его
картины. Какой же смысл торопиться? Зачем он
гонит, пришпоривает себя и пишет одну за другой
десятки картин, для которых уже не хватает места
под его жалкой металлической кроватью?
Винсент уже не жаждал успеха.
Он работал потому, что не мог не работать, потому
что работа спасала его от душевных страданий и
занимала его ум. Он мог обходиться без жены, без
своего гнезда, без детей; мог обходиться без
любви, без дружбы, без бодрости и здоровья; мог
работать без твердой надежды, без самых простых
удобств, без пищи; мог обходиться даже без бога.
Но он не мог обойтись без того, что было выше его
самого, что было его жизнью - без творческого
огня, без силы вдохновения…
…Винсент пришел к
заключению, что чем тщательнее растерта краска,
тем лучше она пропитывается маслом. Масло лишь
растворяло краску; он не придавал ему особого
значения, тем более что грубая фактура его картин
его вполне устраивала. Вместо того чтобы
покупать краски, которые были растерты в Париже
на камне бог знает сколько дней назад, Винсент
решил готовить их собственноручно. По просьбе
Тео папаша Танги прислал Винсенту три разных
хрома, малахит, киноварь, свинцовую, оранжевую,
кобальт и ультрамарин. Винсент растер их у себя в
гостинице. Теперь краски не только обходились
ему дешевле, но были более свежими и стойкими.
Затем Винсент с огорчением
убедился, что его холсты недостаточно впитывают
краску. Тонкий слой грунтовки, покрывавший холст,
не всасывал те щедрые мазки, которые клал
Винсент. Тео прислал ему рулон негрунтованного
холста. Винсент разводил по вечерам в маленькой
миске грунт и покрывал им полотно, на котором он
собирался писать утром.
Жорж Сёра научил его
тщательно подбирать раму для каждой картины.
Посылая свои первые арлезианские работы в Париж
Тео, Винсент давал точные указания, какую
древесину надо взять для рамы и какой краской ее
покрасить. Но он успокоился лишь тогда, когда сам
начал делать рамы для своих картин. Он купил у
бакалейщика деревянных планок, подгонял их под
нужные размеры и красил в соответствующие цвета.
Он растирал себе краски,
сколачивал подрамники, грунтовал холсты, писал
картины, мастерил рамы и красил их.
- Жаль, что я не могу
сам у себя покупать картины, - бормотал Винсент. -
Тогда я был бы вполне обеспечен...
По материалам книги:
И.Стоун. "Жажда Жизни: Повесть о Винсенте Ван
Гоге"/ Пер. с англ. Н.Банникова. - СПб.:
Северо-Запад, 1993. - 511 с.