"Дега был всей душой
привязан к Монмартру. С наступлением ночи он
отправлялся гулять по нагретым за день улицам у
подножия холма, особо ценил рубиновые и
изумрудные огни фонарей, освещавших витрины
аптек, обожал рыться в лавках старьевщиков - в
районе улицы Мартир они встречались на каждом
шагу, - он подолгу разыскивал какой-нибудь
набросок Гаварни, или Домье, или же что-то из
примитивистов, предпочитая полотна, написанные в
каком-нибудь монастыре. Чаще всего человека с
пронзительным и надменным взглядом из-под густых
бровей можно было встретить прогуливающимся по
улочкам, где н а каждом шагу попадались девицы
легкого поведения, и на улицах Фонтен, Бренда
(ныне улица Клозель), Наварен, по обе стороны
которых тянулись дома свиданий, меблированные
комнаты, общественные бани, склады угля и вина и
др. Он подолгу задерживался у крохотных
прачечных, наблюдая за работой женщин при
золотистом освещении керосиновых ламп. По
свидетельству Жана-Габриэля Домерга, который,
будучи подростком, часто сопровождал Дега на
прогулках, женщины его терпеть не могли. Они
осыпали его оскорблениями, принимая за любителя
поглазеть на женские прелести. В общем-то это
была правда, хотя мотивы подобного поведения
были иными, нежели представляли гладильщицы.
Страсть поглазеть была в высшей степени присуща
Дега; возвратившись с прогулки, он делал в
блокнотах множество набросков, несколькими
быстрыми и точными штрихами фиксируя поразившие
его лица и движения.
Как же не принять его за
простого любителя подглядывать, ведь он написал
целую серию картин о публичных домах! Но в своих
высказываниях он был настолько целомудрен, что о
его интимной жизни нам ничего не известно, хотя
именно он создал проницательные, почти жестокие
портреты "девиц, по ночам выходящих охотиться
на панель". Знание высших сфер продажной любви,
судя по его картинам, было просто поразительным;
"заведения" в окрестностях площади Пигаль
встречались на каждом шагу, и трудно поверить в
то, что он не вылезал из них, подталкиваемый чисто
эстетическим интересом. Что же тогда? Возможно,
как и Тулуз-Лотрек, он чувствовал какое-то
умиротворение в обществе этих девиц,
освобождаясь от комплексов, которые исподволь
мучили его.
Эротические работы были
выполнены Дега на заказ для роскошного издания
"Семья Кардиналь", задуманного Людовиком
Алеви. С этой целью им было собрано множество
этюдов, литографий, монотипий и рисунков; тема
заинтересовала его, и Дега продолжал ее
разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что
тем более странно, так как Алеви вскоре отказался
от своего замысла. При жизни Дега эти сделанные
на скорую руку работы видели лишь немногие
счастливчики, среди которых был приходивший от
них в восторг Ренуар. Воллару удалось заполучить
несколько рисунков для использования их в
качестве иллюстраций к "Заведению Телье"
Мопассана и "Гримасам куртизанок" Пьера Луи.
Лишь благодаря такому счастливому стечению
обстоятельств эта малоизвестная сторона
творчества Дега дошла до нас. Под предлогом
желания оставить память о брате незапятнанной
Рене де Га после его смерти уничтожил большую
часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара.
Воллар, всегда медленно
осуществлявший свои планы, опубликовал
"Заведение Телье" с иллюстрациями Дега
только в 1934 году. Книга получилась изумительная;
купив экземпляр, Пикассо считал ее жемчужиной в
своем собрании. Позже он завещал ее Лувру, где она
до сих пор экспонируется в его личной
коллекции..."
По материалам
книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь
импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. -
М.: Мол.гвардия, 1999. - 301[3]с.