Эту
картину с полным правом можно назвать групповым
портретом. В отличие от "Бала в Мулен де ла
Галетт" здесь укрупнен масштаб фигур,
все они портретны и узнаваемы и составляют
основное содержание картины. Пейзаж, окружающий
террасу, на которой собрались друзья, зелень
вокруг, виднеющаяся сквозь нее Сена с бегущими
парусниками и лодками составляют атмосферу
картины, ее радостный фон.
На нем написаны все
участники встречи, собравшиеся за
установленными вином и фруктами столиками в
ресторане Фурнеза в Шату. Он сам стоит здесь,
опершись спиной и руками на перила террасы,
крепкий, уверенный в себе мужчина, одетый в
рубашку без рукавов, обнажившую сильные руки.
Перед ним, за столиком сидит очаровательная
девушка, посадившая перед собой на стол
маленькую пушистую собачку и забавляющаяся
игрой с ней. Ренуар представил зрителям Алину
Шериго, которой в ту пору было чуть больше
двадцати лет и с которой он окончательно свяжет
свою жизнь именно в 1881 году, хотя официальная
регистрация их брака состоится только в 1890 году.
На картине "Завтрак
гребцов" Алина Шериго в цветущем возрасте, еще
окончательно не связанная с Ренуаром, восхищает
его своей молодостью и беззаботностью. Напротив
нее, оседлав стул, лицом к Алине расположился
Кайботт, инженер, коллекционер,
художник-любитель, страстный гребец. Он много
помогал импрессионистам, собрал коллекцию их
работ и завещал ее Лувру. Ренуара он просил
выполнить его завещание.
Рядом с Кайботтом Ренуар
написал итальянского журналиста Маджиоло. А за
ними расположились стоя и сидя барон Барбье,
недавно вернувшийся из Индокитая, по словам Жана
Ренуара, взявший на себя труд собрать модели
дляэтой картины, Эфрюсси, Лот, Лестренге, Жанна
Самари, натурщица Анжель, собиравшаяся в то время
замуж, и дети владельца ресторана Альфонсина и
Альфонс Фурнез. Особенно очаровательно выглядит
юная Альфонсина Фурнез в желтой соломенной
шляпке, написанная на фоне яркой зелени.
Перед нами, по существу,
большой групповой портрет, отличающийся от
подобных ему по теме и сюжету отсутствием
какой-либо парадности и помпезности, желания
как-либо приукрасить или возвеличить
портретируемых. Все представлены в естественных,
как бы случайных позах, непринужденно,без
какого-либо желания понравиться зрителям. В
отличие от "Бала в Мулен де ла
Галетт" все действующие лица портретны,
узнаваемы, написаны четко, скульптурно, осязаемо.
В картине много светлых, белых и желтых, тонов,
которые вместе с синими, фиолетовыми и темными
красками создают общий колорит. Ренуар не
пытается передавать зыбкие эффекты солнечного
света, как он делал это несколько лет назад, более
строго следуя передаче самого места действия
картины - перекрытой плотным полосатым тентом
террасы. Однако это не мешает нам чувствовать в
переливах красок как бы колебание воздуха,
пронизывающего речной пейзаж.
Эта картина оказалась
этапной в творчестве Ренуара. В это время, в 1880-1881
годах, он полон жизни, совершает первые далекие
путешествия в Алжир и в Италию, подводит
некоторые итоги своей творческой деятельности и
уже в Италии в чем-то разочаровывается, а что-то
хочет активно поменять в своем искусстве.
Наступает период новых поисков, новых сомнений,
новой живописной манеры. "Завтрак гребцов"
оказался как бы в центре его творческого и
жизненного пути.
По материалам из
книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". -
М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.
Воссоздаем
работу Ренуара
1. Черновой набросок.
Художник сделал набросок
отдельных деталей. Цвета намечены разведенными
красками, отчего первоначальный рисунок
остается видимым. Платье написано берлинской
лазурью с добавлением зеленого кобальта.
Темно-красный цвет нанесен ализариновым
краплаком, а бледно-голубой составлен из
берлинской лазури с капельской жженой сиены.
Шляпка написана желтой охрой с титановыми
белилами. Кожа написана белилами с добавлением
капельки жженой сиены. Волосы и пиджак мужчины
написаны жженой умброй, жженой слоновой костью и
титановыми белилами. Листва - зеленым кобальтом и
желтой охрой. Скатерть написана титановыми
белилами, а темные складки на ней - берлинской
лазурью и жженой сиеной. Перила и бочонок
написаны жженой умброй с добавлением желтой
охры.
2. Завершенный фон
Тона кожи женщины наложены
белилами, жженой умброй, жженой сиеной и сырой
умброй. Ее шляпка написана жженой сиеной и жженой
умброй, а красные детали ализариновым краплаком
и английской красной. Майка мужчины написана
белилами с добавлением индиго, берлинской лазури
и желтой охры. Его рука написана жженой умброй,
жженой сиеной и белилами. Собачка написана
чернью, сырой умброй и жженой сиеной; ее глаза и
нос - чернью. Бутылки написаны берлинской лазурью
и чернью; стекло и складки ткани - желтой охрой,
жженой умброй и берлинской лазурью. Фрукты -
ализариновым краплаком, берлинской лазурью и
чернью, желтой охрой и жженой сиеной.
3. Придание формы
Художник на этой стадии
почти полностью завершает картину, за
исключением собачки и деталей обстановки,
стоящих на столе. Особенностью живописи
импрессионистов является техника "сухой
кисти", при которой краска наносится толстым
мазком, а затем растирается тряпочкой или
пальцем. "Сухая кисть" используется также
для покрытия больших участков полотна, чтобы
достичь разнообразия фактуры.
4. Тона и блики
Фон картины завершен, и
художник доводит отдельные участки полотна
почти до полной готовности, добавляя для этого
блики и переходы тона, используя те же краски
палитры. Завершена работа над платьем женщины,
пиджак мужчины приобретает законченный вид, и
дальнейшая работа сосредотачивается на скатерти
и предметах, стоящих на столе. Однако на
заключительной стадии работы эти участки
картины потребуют доработки.
5. Заключительные штрихи
Наконец все детали
соединяются воедино по мере того, как наш
художник систематически наносит блики на все
полотно. Собачка оживает под воздушными штрихами
кисти, приобретает взъерошенный вид. Неожиданно
на этой стадии работы художник добавляет к своей
палитре новые краски, нанося на некоторые фрукты
блики с помощью небольшого количества желтого
кадмия.
Деталь: Эта
центральная часть натюрморта - один из
сложнейших участков картины. Воспроизводя
работу Ренуара, копиист использует тонкие штрихи
кистью, стараясь изобразить удивительные блики,
оживляющие бутылки, стекло и фрукты.
Деталь: Алина
Шариго и ее терьер - самые очаровательные образы
на этой картине. Чтобы как можно точнее передать
богатство цвета и тона, художник добавляет
краску слой за слоем и вносит минимальные
поправки зачастую делая это с помощью пальцев.
Палитра художника
Номера относятся к описанным
выше стадиям работы.
Огюст Ренуар "Завтрак
гребцов" в деталях
|
1.
Река. Между краем тента и листвой,
окружающей террасу, мы можем видеть скользящую
по реке парусную лодку. Обратите внимание на то,
как фестончатый край тента пересекается с
парусом, связывая тем самым передний план
картины с ее задним планом. |
|
2-3.
Характерные жесты. Костюмы, позы и жесты
использованы художником для передачи
настроения, характеров и социального положения
изображенных им персонажей. Женщина, одетая как
актриса, поправляет шляпку руками, затянутыми в
перчатки. Гребец одет в спортивную белую майку и
соломенную шляпу-канотье. Он сидит верхом на
стуле, держа в руке сигарету.
|
|
4.
Разделительная линия. Фигуры девушки и
мужчины, стоящих на заднем плане, отрезаны от
общей группы перекладиной балкона, которая делит
картину на два треугольника. Картину пересекает
еще одна, противоположная диагональ, проходящая
по правой руке Кайботта, руке его соседки и
верхушке стула. |
|
5.
Отблески красного. Ренуар добавил отблески
ярко-красного для того, чтобы связать воедино
элементы картины. Например, красный край
воротничка женщины, сидящей на переднем плане,
перекликается с красными деталями в изображении
модели, которая пьет из стакана позади нее. |
|
6.
Жена художника. Алина Шариго, ставшая
впоследствии женой Ренуара, изображена на
картине с маленькой собачкой. Воздушная манера
Ренуара хорошо распознается в фактуре
серебристо-серой шерсти собачки, в которой
исчезают пальцы Алины. |
|
7.
Сверкающий натюрморт. На столе, в самом
центре полотна, изображен великолепный
натюрморт. Тонкость работы Ренуара
просматривается в том, как написаны винные
бутылки, стаканы и фрукты. Густые белые блики
заставляют сверкать расставленное на столе
стекло. |
По материалам
"Художественная галерея. Ренуар". №3, 2004.
|