В
1876 году Ренуар написал картины "Качели" и
"Бал в Мулен де ла Галетт", которые стали
особенно знамениты. На третьей выставке
импрессионистов обе эти картины висели в
экспозиции, обе они, как и вся выставка были
встречены насмешками, а Ренуар после этой
выставки стал меняться и постепенно отходить от
импрессионистического письма, чувствуя в себе
другие возможности для дальнейшего развития.
В 1876 году он переживал
какой-то особый подъем. На Монмартре Ренуар снял
недорого студию с садом. Совсем рядом находился
танцевальный зал "Мулен де ла Галетт".
Ренуар со своими друзьями и знакомыми постоянно
бывал в нем. Музыка, веселые танцы, незатейливое
угощение, красивые молодые девушки со всего
Монмартра отдыхали в этом зале. Атмосфера
непринужденной радости и веселья царила здесь.
Чувствуется по картине, как Ренуар всем сердцем
воспринимал этот искрящийся молодостью и
красотой праздник жизни, где отдыхали такие же,
как и он сам, еще малоизвестные публике
художники, журналисты, артисты.
Многие персонажи картин
"Качели", написанной в саду мастерской
Ренуара, и "Бал в Мулен де ла Галетт"
портретны. Друг Ренуара журналист Ривьер в своих
заметках перечисляет имена конкретных людей,
изображенных Ренуаром. Они позировали ему в
мастерской, он делал наброски и этюды в самом
танцевальном зале, туда же иногда приносили и
холст, на котором Ренуар писал картину. До этого
он сделал несколько набросков, этюдов и
вариантов этой работы, которые сохранились.
Ривьер рассказывал, что когда друзья несли холст
в танцевальный зал, то сильный ветер на
Монмартрском холме готов был поднять это
полотнище в воздух, как бумажного змея.
В 1875 году Ренуар знакомится с
Маргаритой Легран, которая на четыре года, вплоть
до своей ранней смерти в 1879 году, становится
любимейшей моделью Ренуара. Она с охотой
танцевала в "Мулен де ла Галетт" и, конечно,
написана Ренуаром на его большой картине.
По-видимому, именно она качается на качелях,
позируя художнику для знаменитой работы
"Качели".
В левой нижней части картины
"Качели" Ренуар поместил очаровательную
детскую фигурку. Взрослые радуются жизни,
расположившись в тени деревьев, сквозь листву
которых пробиваются на землю, на фигуры, на их
одежды и шляпы солнечные лучи. Эти лучи яркими
пятнами легли на желтую шляпку девочки, залили
ярким светом ее плечо, край платья, розовыми
отсветами легли на обнаженные руки. Девочка
подняла голову и восторженно смотрит на
очаровательную девушку, раскачивающуюся на
качелях. Этот непосредственный и чистый восторг
ребенка придает всей сцене неизхяснимую
прелесть, и мы как бы видим весь сюжет ее глазами.
Ренуар искусно и щедро расцветил красками всю
картину, где в общем синем и голубом колорите
торжественно сияют зеленые, желтые, розовые и
белые краски.
Изобразить пробивающиеся
сквозь листву акаций солнечные лучи и написать
фигуры и лица посетителей "Бала в Мулен де ла
Галетт" в солнечных пятнах и бликах было одной
из главных и трудных задач Ренуара. И он с ней
справился. Взгляните, как кружатся светлые
желтые блики по фигурам танцующих, на их одежде и
плоских шляпах,опоясанных черной лентой, каким
мягким золотым сиянием светятся обращенные к
зрителям молодые лица. Картина своим колоритом
передает восторженное состояние души художника,
который пишет большой групповой портрет
танцующих и отдыхающих парижан.
Журналист Жорж Ривьер,
которого Ренуар изобразил и на картине "После
концерта", и на отдельном портрете, отметил в
своих заметках, что "Бал в Мулен де ла
Галетт" представляет портрет парижской жизни
того времени.
У жителей Монмартра стало
традицией собираться в воскресные и праздничные
дни на танцы, под акациями, на площадке,
окруженной грубо сколоченными скамейками и
столиками, где ставили бутылку вина и подавали
простые галеты. Отсюда, кстати, и название
знаменитого в то время простонародного дансинга.
Здесь собирались друзья
Ренуара со своими молодыми подружками. Не очень
известные и по сей день художники Фран-Лами,
Генетт, Жерве, Корде, кубинец Соларес, Лот с
удовольствием танцевали на этой площадке, днем
освещенной солнцем, а вечером - горящим в круглых
плафонах жирондолей светом. Ренуар, по существу,
писал портреты своих друзей, которые,
растворяясь в атмосфере зелени и пробивающихся
сквозь нее солнечных лучей, составляли все
вместе радостную "польку" жизни, веселую,
беспечную, шумную.
В своей заметке Жорж Ривьер
отметил и еще одну особенность этой картины
Ренуара, сказав, что художник впервые сделал
сюжетом своего большого холста случайный эпизод
обыденной жизни. Такой подход к выбору тем для
своих картин стал отличительной особенностью
живописи импрессионистов. В конце 70-х и начале 80-х
годов Ренуар написал целый ряд замечательных
картин, подходя таким образом к поиску тем и
сюжетов. Среди этих картин Ренуара можно
выделить яркие портретные образы на полотнах
"После завтрака", "Гребцы в Шату",
"Завтрак
у реки" из собрания института искусств
в Чикаго и большую, в размер "Бала в Мулен де ла
Галетт", многофигурную картину "Завтрак
гребцов" 1881 года.
По материалам из
книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". -
М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.
|