"В своем творчестве
импрессионисты как бы заново открыли сюжеты,
связанные с театром и цирком. В XIX веке цирк
считался искусством для простонародья с грубыми
шутками и вульгарными эффектами. Никому из
знаменитых французских худождников в то время и
в голову не приходило рисовать цирковые сценки,
разве что карикатуристам.
Импрессионисты
увидели и почувствовали в цирковых артистах, в их
искусстве, в их трюках подлинную жизнь, полную
труда и постоянногориска. Пестрый мир арены и
кулис, красочный калейдоскоп с вихрнем
меняющихся цирковых номеров, где
артисты,животные,звуки музыки и одобрительный
или возмущенный шум зрительного зала причудливо
и разнообразно сочетались с тем, что
существовало за сценой и так напоминало жизнь
самих художников.
Начав поиски
красоты не в отвлеченных академических штудиях и
постановках, а в реальном мире, импрессионисты
заглянули на эстраду, в варьете, на цирковую
арену и вдохновенно показали эту жизнь, обнажив
до предела будничный мир актрис и актеров, мир
музыки и танца. Этот мир был близок им
отверженностьюот так называемого высокого
искусства и от респектабельных внешних приличий.
Появаляясь на сцене или на арене, артист должен
сразу привлечь к себе внимание публики, также
впрочем, как и художник, выставляющий свои
картины на выставке. У артиста это может быть
экстравагантный костюм, его особенная манера
держать себя на публике, а также облик
сопровождающих его номер животных, различных
предметов и аксессуаров. Эта подчеркнутая
гротескность номер и самого внешнего облика
артиста, его действия на арене, его трюки и
привлекли внимание художников. Дега, Ренуар,
Тулуз-Лотрек, Сера каждый по своему запечатлели
этот красочный, необычный мир цирка Фернандо в
Париже.
"Мисс Лола в цирке
Фернандо" Дега и "Юные циркачки в цирке
Фернандо" Ренуара написаны в один и тот же 1879
год, а картина "В цирке Фернандо. Инспектор
манежа" Тулуз-Лотрека написана почти десять
лет спустя в 1888 году.
Тулуз-Лотрек в своей
картине саркастично, почти с издевкой представил
цирковую сцену. Но не время, прошедшее
десятилетие, ожесточило душу Лотрека. Он просто
видел жестокость отношений, скрытую сияющими
огнями и блеском арены, которые существовали как
между артистами, так и отношением публики к ним.
На его картине широкие дуги обрисовывают часть
арены и места зрителей, а по внутренней кромке
мчится лошадь с хрупкой, но цепкой артисткой. Ее
профиль и рыжие волосы ясно видны на фоне бортика
ложи, а голова повернута к дрессировщику,
подгоняющему лошадь. Его фигура - фигура
инспектора манежа - занимает почти всю правую
часть картины и является не только смысловым, но
и композиционным центром, который совмещен с
центром арены, но не является центром самого
холста. Лотрек как бы вырезал сегмент круга,
кривые линии сплющил в эллипсы и дал возможность
зрителям увидеть кусок цирковой сцены как бы в
бинокль, где все, что расположено близко, - очень
увеличено в размерах, а дальний план -
значительно уменьшен. Этот оптический фокус
художника совпадает с природой фокусов на самой
цирковой арене, а срезанные рамой фигурки
клоунов только усиливают необычность,
графическую заостренность и почти карикатурную
обрисовку персонажей.
Так увидеть цирк
помог Тулуз-Лотреку Эдгар Дега. Почти десять лет
назад он написал "Мисс Лолу в цирке
Фернандо" и создал по тем временам совершенно
необычную композицию. Он изобразил часть купола
над цирковой ареной и головокружительный трюк:
мисс Лола,зажав в зубах мундштук, закрепленный на
тросе, без всякой страховки и не касаясь руками
этого троса, повисла под самым куполом. Ее
фигурку мы видим снизу, так же как и зрители в
самом цирке, - собранную, с напряженно
скрещенными ногами и раскрытыми для баланса, как
крылья у птиц, руками. В такие минуты зрители,
затаив дыхание от страха, следят за поистине
смертельным трюком. Дега создает напряженную
композицию, выбрав в качестве сюжета острую
ситуацию, а Лотрек, через десяток лет, наоборот,
обычную ситуацию передает острыми, необычными
художественными средствами, доведя всю сцену
почти до карикатуры, как это раньше делал О.Домье.
Совсем по-другому
пишет тот же цирк Фернандо Ренуар. На его картине
такой же сектор арены, что и на картине Лотрека.
За бортиком, отделяющим арену от первого ряда
кресел, еле различимы фигуры зрителей, а всю
картину, ее основной колорит составляет желтый
цвет песка на манеже. И на этом фоне - портрет двух
очаровательных девушек - гимнасток или
жонглеров. Рассыпанные на аренеи собранные одной
из нихоранжевые шары одни исследователи
принимают за апельсины, брошенные в подарок
зрителями, а другие - за мячики, которыми девушки
жонглировали, хотя сам Ренуар в воспоминаниях
Воллара говорит об апельсинах.
Картины Дега и
Лотрека рассчитаны на взрыв эмоций у зрителей,
или следящих за головокружительным номером на
работе Дега, или ощущающих сложные
психологические отношения между самими
артистами на арене - у Лотрека. Ничего подобного
нет на картине Ренуара. Девушки закончили свой
номер. Нет никакого напряжения в их позах и
жестах, они спокойно обернулись к зрителям и
принимают знаки их внимания. Цвета, сильные и
сочные, особенно активный желтый цвет арены,
который служит фоном портретов двух циркачек, их
розовые трико, канареечного цвета ленты на
головах, перехватившие их густые и длинные
каштановые волосы, кажутся почти кричащими.
Однако, хотя все изображено очень ярко и светло,
карски тонко согласованы и сгармонированы между
собой, так что ни один сильный цветовой аккорд не
выпадает из общего колорита и не режет глаз своей
усиленной напряженностью.
Атмосфера этой
картины, которую можно считать групповым
портретом девушек в цирковом интерьере, спокойна
и празднична. Эта картина была приобретена у
Дюран-Рюэля в 1892 году страстной собирательницей
импрессионистов, дамой из высшего света Чикаго
Бертой Поттер-Палмер, которая так любила ее, что
возила картину повсюду с собой, в Европу и по
Америке, и размещала ее в тех домах и отелях, где
жила, несмотря на ее сравнительно большие
размеры: 131,5х99,5 см. По случайному стечению
обстоятельств в 20-е годы и картина Ренуара и
картина Тулуз-Лотрека оказались в одном собрании
Института искусств в Чикаго.
Дега и Лотрек
увидели в цирке Фернандо смелость трюков и
психологическую остроту. Ренуар написал свои
модели - дочерей хозяина цирка Фернандо
Вартенберга, Франческу и Анжелику, милыми
девушками, которые чудесно обозначили
праздничность и красоту циркового
представления, дающего людям отдых и радость.
Ренуар, в отличие от Дега и Лотрека, увидел и
представил нам совсем другой мир цирка."
По материалам из
книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". -
М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.
|