"Для
картины "Обнаженная в солнечном свете",
которую художник выставил на второй выставке
импрессионистов, позировала Анна Лебер.
Некоторые исследователи именно эту Анну считают
моделью "Обнаженной" из
собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина и считают, что
письма Ренуара к доктору Гаше о помощи бедной
девушке-"малютке", "бедняжке", как
называет ее в письмах Ренуар, - относятся к этой
Анне, так же рано умершей от оспы, как и Маргарита
Легран.
Во всяком случае, обе девушки
послужили моделями для знаменитых картин
Ренуара. Можно ли считать "Обнаженную в
солнечном свете" портретом? В какой-то степени
можно, если считать портретом изображение
человека, соответствующее его внешнему и
внутреннему образу. Ведь Анна, девушка Монмартра,
была не очень щепетильной, и ее обнаженный вид, ее
спокойствие и радостное выражение лица среди
тепла, зелени и освещающих ее красивое молодое
тело солнечных лучей, отражали простую и
безыскусную ее сущность - молодая женщина
счастлива, когда она красива, здорова,
привлекательна.
Особое место в искусстве
Ренуара того времени занимали проблемы
изображения воздуха, пронизанного солнечными
лучами, пробивающимися сквозь сочную зеленую
листву. В это время он пишет и "Качели",
и "Бал
в Мулен де ла Галетт", и "В
саду", и "Читающую
девушку", и другие
картины. Удивительно, как Ренуар любил
пользоваться желтым цветом, который создает
особое напряжение в колорите любой картины.
Ренуар смело сопоставлял его с самыми разными
цветами, ударяя мазками желтого цвета на холсте
рядом с зелеными, красными, синими, фиолетовыми
красками. Это были энергичные движения кисти,
составляющие основу художественных решений,
которые Ренуар осуществлял, наблюдая живую
природу, ощущая аромат и теплоту воздуха под
сенью деревьев в парке, на террасе, в кафе, на
открытом воздухе. В картине "Обнаженная в
солнечном свете" мы это видим особенно
наглядно.
Правда, сейчас, любуясь этой
картиной как общепризнанным шедевром
импрессионизма, мы с особым интересом и, может
быть, с усмешкой прочтем отзыв о ней
художественного критика тех лет Альбера Вольфа,
который писал в "Фигаро": "Внушите
господину Ренуару, что женское тело - это не
нагромождение разлагающейся плоти с зелеными и
фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о
том, что труп уже гниет полным ходом!"
По материалам из
книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". -
М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.
|