"...Помимо пейзажа и натюрморта,
Сезанна всегда занимало изображение
человеческой фигуры. Примечательна в этом
отношении работа, принадлежащая Музею
изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, - "Пьеро
и Арлекин".
В конце 1880-х годов
коллекционер В.Шоке задумал украсить купленный
им особняк живописными панно. Он обратился с
заказом к Сезанну, однако тот, сделав пару
эскизов, продолжать работу не стал и, вероятно,
единственной памятью о замысле Шоке осталась
картина "Пьеро и Арлекин". Ее персонажи -
слуги-шуты из итальянской комедии дель арте.
Картина Сезанна имеет еще одно название:
"Масленица". Однако, хотя Арлекина Сезанн
писал со своего шестнадцатилетнего сына Поля, а
для Пьеро позировал знакомый молодой человек,
картина отнюдь не напоминает домашний маскарад,
в ней нет и следа той интимности, с какой спустя
десятилетия Пикассо напишет своего крошку сына в
костюме Пьеро и в костюме Арлекина.
Художник смотрит на
своих героев, если определить его точку зрения в
пространстве, слева и немного сверху. И туда же,
влево, устремлен озорной взгляд скошенных глаз
Арлекина. Он движется легкой скользящей
поступью, передать которую художнику стоило
немалых трудов. В других собраниях есть
несколько картин Сезанна, датированных 1888-1890
годами, изображающих одного только Арлекина,
идущего навстречу зрителю. Но именно в
московской картине, благодаря контрасту с
фигурой приостановившегося Пьеро и общему
композиционному и цветовому решению, Арлекин
действительно выходит из-под распахнувшегося
занавеса прямо к зрителю. Его движение
подчеркнуто линиями, идущими из глубины картины,
- края стены, занавеси, тросточки у него под
мышкой. Ступни Арлекина в узких черных туфлях
поставлены одна за другой, край туфельки
упирается прямо в нижнюю часть рамы, причем можно
заметить складку, идущую в нижней части холста,
которая свидетельствует, что холст был отогнут
ради того, чтобы изменить первоначальный формат
картины.
Маскарадные одежды
Пьеро и Арлекина увлекли художника своей
контрастной выразительностью: круглые поля
шляпы, гофрированный воротник, подол и широкий
рукав согнутой руки Пьеро вводят в картину
очертания кругов и овалов. Складки свисающего
просторного балахона Пьеро отмечают четкую
вертикаль фигуры. С той же тщательностью Сезанн
укладывал и выписывал складки белой салфетки в
натюрмортах, о них же напоминает и цветастый
рисунок ткани занавеси. Плотная живописная
поверхность картины по-разному проработана
кистью. Белый наряд Пьеро написан матово-рыхлым.
Трико Арлекина, где в черный цвет ромбом добавлен
синий, переливается и сверкает. Пол написан
голубоватыми, розоватыми, коричневатыми
оттенками, причем многие квадратики мазков легли
на холст в виде ромбов, подчеркивая
направленность вглубь, "к центральной
точке", как писал Сезанн Бернару.
В отличие от плотной
живописи всей картины, лица юношей написаны
более жидкой краской, художник слегка касался
кистью холста, чтобы передать румяные и свежие
лица обоих персонажей. Некоторые исследователи
творчества художника предполагают, что в картине
содержится намек на дружеские отношения юных лет
Золя и Сезанна и в ней будто бы дан ответ автору
"Творчества", представившему Сезанна под
именем Клода Лантье. Другие считают, что здесь
воплотилась любовь художника к сыну, вера в то,
что он, отличающийся от отца открытым,
жизнерадостным характером, смело вступит в
жизнь.
Вряд ли можно
говорить об определенном зашифрованном
подтексте "Пьеро и Арлекина". В
худождественно-поэтической традиции это - образы
людей искусства вообще, тех, кто живет не только в
реальной жизни, но и в вечном карнавале красок,
линий и звуков. Впервые картина Сезанна
предстала перед публикой в 1899 году, когда после
смерти Шоке распродавалось его собрание. Она
была куплена крупнейшим торговцем произведений
искусства Дюран-Рюэлем. В 1904 году на
ретроспективной выставке Сезанна в Осеннем
салоне в Париже картина произвела большое
впечатление на многих художников. После этого
она была приобретена С.И.Щукиным и впоследствии
оказала влияние на русских художников.
Некоторые
исследователи связывают картину
"Масленица" с композициями Сезанна,
изображающими игроков в карты. Оставляя в
стороне обсуждение возможных подсознательных
истоков обращения художника к этим композициям,
отметим, что все пять вариантов "Игроков в
карты" отличаются от московского
шедевра тем, что запечатленные в них персонажи
остаются глубоко погруженными в свою игру и не
раскрываются так непосредственно, как Пьеро и
Арлекин, выходящие к зрителю.
По материалам
книги:
А.Перрюшо "Жизнь Сезанна" и
послесловия К.Богемской. - М.: "Радуга", 1991.
- 351 с. Книга
на ОЗОНе
***
Это полотно совершенно не
типично для зрелого Сезанна, который, как
казалось, оставил в прошлом и романтические
образы, и "игровые" сюжеты. И тем не менее, в
конце 1880-х годов он написал несколько картин,
изображающих фигуры в ярких карнавальных
костюмах. Эти картины явились откликом на
юношескую страсть сына, увлекшегося
любительским театром. Чаще всего на
"театральных" картинах Сезанна
присутствует лишь один персонаж ("Арлекин");
это полотно - ислючение из правил. Арлекин на нем
списан с сына Сезанна, а Пьеро - с его приятеля Луи
Гийома. Судя по многочисленным подготовительным
наброскам и этюдам, сделанным карандашом,
акварелью и маслом, картина имела для Сезанна
большое значение.
Карнавал цвета
|
1.
Белоснежный костюм Пьеро дает Сезанну
возможность проявить свое мастерство
рисовальщика. Складки на белой ткани написаны
оттенками зеленого и серого. |
|
2.
Костюм Арлекина украшен контрастным узором,
состоящим из чередующихся красных и черных
ромбов и создающим удивительно сильный эффект. |
|
3.
Тяжелые портьеры отличаются густым
насыщенным цветом, помогающим проявить
грубоватую фактуру и тяжесть ткани.
|
|
4.
Стена позади двух персонажей тонко написана
оттенками зеленого и находится в эффектном
контрасте с насыщенным цветом их костюмов. |
По материалам:
"Художественная галерея. Сезанн", №8, 2004 г.
|