"... 1889 год. Еще в молодости,
посещая Экский музей, Сезанн часто
останавливался у картины "Игроки в карты",
приписываемой Луи Ленену. Казалось, полотно
ничем не отличается от других, но Сезанн всегда
смотрел на него с завистью. "Вот так я хотел бы
писать!" - восклицает он.
Едва приехав в Жа,
Сезанн, радуясь возвращению в Экс, решает
осуществить давно лелеемую мечту - написать
подобного рода жанровую картину. Все трудности
стоящей перед ним задачи ему известны. Он
прекрасно знает, что не может быть и речи о том,
чтобы сохранить достаточно шаблонную и
маловыразительную композицию музейной картины.
И со многими предосторожностями принимается за
работу. Моделями ему послужат крестьяне. Сезанну
по душе их сдержанность, степенность, склонность
к долгим размышлениям. Более, чем любому другому
художнику, Сезанну близки эти с виду простые и
вместе с тем такие непростые люди, о которых
горожане обычно судят весьма поверхностно.
С любовью
принимается Сезанн за наброски своих будущих
игроков. Ему надо набить руку. Нет необходимости
искать модели где-то далеко: в основном это
крестьяне с фермы в Жа, особенно один из них,
садовник Поле, которого все кругом зовут папаша
Александр. Терпение крестьян, их способность
долгие часы молча и неподвижно позировать
восхищают художника. Он загорается, он
"оживлен и деятелен".
Для картины "Игроки
в карты" Сезанн выбрал почти
двухметровое полотно. Он пишет пять фигур: трое
играют в карты, двое наблюдают за игрой.
Монументальное полотно, отличающееся мощным
ритмом. Удовлетворит ли оно замыслу художника?
Нет ли в намеченном расположении фигур некоторой
тяжеловесности? Не загромождена ли картина
второстепенными деталями? Не слишком ли резки и
контрастны сочетания красок, достаточно ли они
нюансированы? Иными словами, не лишено ли полотно
той чудесной простоты, полной внутреннего
богатства, которой отмечено подлинное
мастерство великих произведений искусства?
Сезанн начинает
снова. Переходит к полотнам меньшего размера.
Сокращает число фигур до четырех и наконец до
двух. Он устраняет все, что не имеет
первостепенного значения, во всем: в линии, в
красках, в архитектонике ансамбля - он стремится
к строгости и тонкости, которые, как только их
достигаешь, кажутся необыкновенно легкими, но
даются только ценой труда, огромного терпения и
настойчивых исканий.
И опять Сезанн
начинает снова и снова, бесконечно переделывая,
стремясь продвинуться еще дальше, подняться еще
выше в своей неутолимой жажде совершенства...
(Сохранилось пять вариантов картины "Игроки в
карты": два во Франции, два в Великобритании и
два в США)..."
***
Из послесловия
К.Богемской:
"...В картине "Игроки
в карты", принадлежащей музею
Метрополитен в Нью-Йорке, обстановка обрисована
лаконично и, скорей всего, скомпонована из того,
что постоянно служило художнику в его
мастерской, - столика с ящиком, драпировки. Тема
карточной игры традиционна для изобразительного
искусства, и возможно, что Сезанну о ней
напоминала картина, приписываемая Матье Ленену
из Музея Гране в Эксе.
Картину Сезанна не
хотелось бы называть жанровой, настолько ее
содержание выше и значительнее, чем могло бы быть
изображение бытовой сценки в трактире. Но
выразить в словах это содержание так же трудно,
как рассказать мелодию. Можно лишь назвать
инструменты, на которых она исполняется. В
период, когда Сезанна рассматривали
исключительно как провозвестника эпохи кубизма,
"цилиндра, шара и конуса", авторы, писавшие о
нем, утверждали, что и людей он изображает, как
предметы в натюрморте, бездуховно. Сейчас мнения
изменились, припоминают слова художника, когда,
указав однажды на старого трактирщика, он
воскликнул: "Какой стиль!" Представляя
Сезанна человеком, поглощенным огромной
внутренней работой, стремящися к духовному
совершенству, невозможно поверить в то, что он
мог безразлично и неуважительно относиться к
людям. Да, он располагает их у стола столь же
продуманно и исходя, вероятно, из тех же задач,
как и тогда, когда раскладывает на том же столе
персики и груши. Но ведь Сезанн ценит жизнь как
бытие, он хочет передать в своих произведениях
то, что составляет самую сущность этого бытия, -
движение, покой, сосредоточенность, напряжение.
Станковые картины, ведущие свою родословную от
алтарных образов и требующие особого духовного
настроя для постижения их эманации, создаются
Сезанном в тот период, когда живопись переживает
кризис, готова превратиться в панно, ширму, веер,
слиться с интерьером и утратить свое высокое
назначение. 1890-е годы - период расцвета стиля
модерн ("ар нуво") во Франции, в творчестве
многих художников преобладают в это время
декоративные тенденции. Модерн был не только
формально-стилистическим течением, он нес с обой
эстетизированное мировосприятие, широко
распространившийся арсенал символов и
архетипов.
Творчество Сезанна
осталось не затронутым стилем, господствующим на
рубеже веков, оно утверждало вечность и
незыблемость законов живописи, внутреннее
достоинство человека, живущего в мире со всей
природой.
"Вот люди", - как
бы говорит Сезанн картиной "Игроки в карты".
И этого достаточно, он не хочет далее развивать
повествование. Он рисует их играющими в карты,
потому что игра заставляет их сосредоточиться,
сидеть неподвижно. Игра - это форма их
социального поведения, то, что их объединяет.
Трое сидят за столом в одинаковых позах,
четвертый стоит с трубкой в зубах, но тоже
смотрит в карты. У него на шее ярко-красный шарф,
такой же, как расцветка карт в центре стола. Стол
и Стена написаны в одном переливающемся голубом
тоне. Симметрия левой и правой фигур, слегка
нарушенная, служит завершенности и замкнутости
сцены.
Есть еще три, как
полагают, более поздних варианта "Игроков
в карты", где изображено только по два
сидящих друг против друга игрока. Известны
небольшие этюды с отдельными персонажами, это
говорит о том, что все они или почти все имели
конкретных прототипов. Хранящиеся в Эрмитаже и в
Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина с
изображением одного человека - "Курильщик"
и "Мужчина с трубкой" - по духу своему близки
к "Игрокам".
Это тоже образы, в
которых Сезанн стремится воссоздать длящееся
бытие человека. Он изображает обоих мужчин почти
в одинаковой позе - подперевшими голову рукой,
локтем опершись на стол. Наклон фигуры, покой и
напряжение отдельных ее частей сразу определяют
все другие линии и формы в картине. Пространство
кривится, прямые углы искажаются под
воздействием того напора, с которым художник
вводит в плоскость картины живую, объемную
фигуру человека. Усилия, приложенные для
выполнения этой задачи, откроются внимательному
зрителю, заставят его ощутить напряжение
творческой работы и силу темперамента
художника..."
По материалам
книги:
А.Перрюшо "Жизнь Сезанна" и
послесловия К.Богемской. - М.: "Радуга", 1991.
- 351 с. Книга
на ОЗОНе
|