Эпизоды из жизни: 1 2
Тёрнер родился в Лондоне и еще в детстве
полюбил рисовать берега Темзы. Повзрослев, он
отправился путешествовать в поисках новых
впечатлений. И он их получил, став величайшим
пейзажистом.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
родился 23 апреля 1775 года в семье цирюльника в
самой гуще центральных улочек Лондона. Детство
художника, по всей видимости, было омрачено
душевным расстройством матери, склонной к
неожиданным и неконтролируемым приступам гнева.
В конце концов, ее поместили в лечебницу для
умалишенных, где она скончалась в 1804 году. В
бумагах и письмах Тёрнер не упомянул о матери ни
разу за всю свою жизнь.
Уже в детстве мальчик
проявил большие способности к рисованию. Он
целыми днями пропадал возле Темзы, без конца
рисуя саму реку и ее берега. Таким образом,
главную тему своего творчества (пейзаж) художник
нашел еще в отрочестве.
В 1785 году Тёрнера отдали
учиться в школу в Брентфорде. Приблизительно к
этому времени относятся самые ранние из дошедших
до нас набросков и рисунков художника. Первая
подписанная им акварель (с видом Оксфорда)
датирована 1787 годом, а три года спустя акварель
Тёрнера (с видом дворца Ламбетт) была выставлена
в Королевской академии. К этому первому успеху
Тёрнер пришел уже не дилетантом, успев поучиться
у архитектора Томаса Хардвика и у тонкого
художника-акварелиста Томаса Мелтона.
В 1790 году
четырнадцатилетнему Тёрнеру разрешили
свободное посещение в Королевской академии.
Плату за эти посещения юноша вносил сам,
подрабатывая в так называемой "школе Монро",
где он делал копии с акварелей известных
художников.
Уже в юности Тёрнер понял,
что, при всей его любви к Темзе, одной этой реки
мало для создания полноценного художественного
мира. Настало время отправляться за новыми
впечатлениями. Поначалу художник ограничивался
своей родной страной. В 1792, 1795 и 1798 годах он бродил
по горным районам Уэльса; в 1794 году осваивал
центральные графства Англии, а в 1797 году работал
в северной Англии. Сохранившиеся дневниковые
записи свидетельствуют о том, что, помимо
красивых пейзажей, путешественника интересовали
история и современное состояние дел в каждом из
перечисленных регионов. То есть он не
ограничивал себя лишь художественными задачами,
платя дань высокому любопытству, свойственному
вообще всем творческим натурам.
В 1790-е годы определились два
основных приоритета Тёрнера- художника. Работал
он преимущественно в акварельной технике. Многие
акварели были написаны им на заказ, о чем говорят
записи, сделанные на обратной их стороне. Тёрнер
хорошо знал, какие именно пейзажи пользуются
наибольшим спросом и в соответствии с этим
планировал свои путешествия.
Второй приоритет - гравюры.
Именно в виде гравюры была опубликована в 1794 году
одна из акварелей художника. Подобные
произведения были тогда в большой моде. Тёрнер
трезво оценил все достоинства и выгоды, которые
сулил ему этот жанр. Вскоре гравюры с его картин
стали появляться в иллюстрированных журналах, а
с начала нового века - и в виде книг.
Все это позволило художнику
очень быстро обрести материальную
независимость. В 1799 году он покинул родной дом и
снял хорошую квартиру на Харлей-стрит. Вероятнее
всего, переезд Тёрнера в фешенебельный район был
связан с романом, начавшимся у него с Сарой Денби.
Он дружил с ее мужем, композитором Джоном Денби, а
после его преждевременной смерти, последовавшей
в 1798 году, взял на себя заботы о вдове и детях. Эти
заботы и переросли в роман. В 1800 году Сара родила
художнику дочь, в 1806 году - еще одну.
В эти годы Тёрнер по-прежнему
много путешествовал. В 1802 году он проехал Францию
и Швейцарию. Это путешествие оплатили богатые
меценаты. Их щедрость позволила художнику
впервые путешествовать с комфортом. Он купил
карету, нанял слугу- швейцарца и прямиком
направился в Альпы. Здесь он с увлечением писал,
сделав более 400 рисунков и этюдов. На обратном
пути Тёрнер остановился в Париже, чтобы
осмотреть награбленные Наполеоном по всей
Европе картины и статуи, выставленные тогда в
Лувре.
Примечательно, что его
наибольшее внимание привлекли здесь вовсе не
пейзажи, а исторические и мифологические работы
старых мастеров. Это было связано с серьезной
ревизией собственной художественной техники.
Акварели, которыми Тёрнер занимался, приносили
ему неплохой доход, но ценились гораздо ниже, чем
картины, написанные маслом. Экспериментировать с
масляными красками Тёрнер начал еще в 1793 году,
хотя до 1797 года эти опыты публике не показывал.
Эти дерзания вскоре
оправдали себя. В 1799 году Тёрнера избрали
кандидатом в члены, а через три года -
действительным членом Королевской академии (для
сравнения - его современник, Джон Констебль, взял
этот рубеж лишь в сорокалетнем возрасте). Кроме
того, его пригласили войти в состав выставочного
комитета, отбиравшего картины для ежегодных
выставок. Тогда же художник был утвержден в
должности профессора. Студентам он преподавал
перспективу. Впрочем этот род деятельности
оказался для Тёрнера не слишком успешным. При
всей серьезности его подхода к преподаванию, он
не обладал педагогическим даром. Один из
студентов Тёрнера отмечал, что "его лекции
трудно понять из-за крайней неразборчивости
речи. Свои советы он излагает настолько туманно и
загадочно, что разобраться в них совершенно
невозможно".
Между тем благосостояние
художника росло, что было лучшим признаком его
растущей популярности. Он купил сад и пристройки,
прилегающие к его дому на Харлей-стрит. В 1804 году
новый хозяин превратил эти пристройки в частную
галерею, где выставлял собственные работы.
Помимо этого, он купил земельный участок в
престижном лондонском пригороде, где построил
еще один дом (по собственному проекту).
Финансовое благополучие
позволяло Тёрнеру без труда утолять собственную
страсть к "перемене мест". В 1817 году он
посетил Бельгию и Рейнскую область, а спустя два
года впервые отправился в Италию. Тёрнер полагал,
что каждый уважающий себя художник обязан своими
глазами увидеть родину античного искусства и
Ренессанса. Он был очерован видами Венеции и
Неаполитанского залива и сделал массу
"архитектурных" зарисовок в Риме.
Эта первая поездка в Италию
существенно повлияла на манеру Тёрнера. Именно
тогда он понял, что главным элементом его картин
должен стать свет. В Италию он возвращался еще не
раз, не забывая при этом и о других европейских
странах. Стоит отметить его поездку 1833 года,
когда художник посетил Дрезден, Берлин, Прагу и
Вену.
По-прежнему Тёрнер много
перемещался и по родной Англии. Был при этом
внимателен и приветлив. Многие необычные события
той поры запечатлены на его полотнах. Так, в
октябре 1834 года Тёрнер оказался в Лондоне во
время знаменитого пожара, охватившего здание
Парламента. Услышав о пожаре, он тут же нанял
лодку, выехал на ней на середину Темзы и сделал
несколько набросков для своей будущей картины.
Поворотным пунктом в личной
жизни Тёрнера стал 1829 год, когда в возрасте 85 лет
скончался его отец, с которым он был
необыкновенно близок. И без того малообщительный
по натуре, художник после этого совершенно
замкнулся в себе. Из-за крайней скрытности
последние годы его жизни стали тайной для всех.
Кое-что известно лишь о его последнем романе с
некоей миссис Софией Бут. Тёрнер познакомился с
ней в 1829 году. В 1833 году София овдовела, после чего
вместе с Тёрнером поселилась в маленьком
коттедже в Челси. Они не вступали в брак; более
того, София ни разу не переступила порог
городского дома Тёрнера. Любопытно, что, живя с
Софией в Челси, художник всегда представлялся
как "мистер Бут".
Его смерть оказалась мирной.
Тёрнер тихо скончался в своем доме на руках у
Софии 19 декабря 1851 года, в возрасте 76 лет. Его
торжественно похоронили в крипте собора святого
Павла в Лондоне.
По материалам
"Художественная галерея. Тёрнер", №19, 2005 г.