Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
"Клод Моне был
тем, на чью долю выпали, вне всякого сомнения,
самые черные и горестные дни, причем, как правило,
он был повинен в этом сам. Прожигатель жизни, как
Мане, Моне, в отличие от последнего, не имел
состояния, которое всегда помогает удержаться на
плаву. Когда у Моне бывали деньги, ни он, ни его
домашние ни в чем не знали меры. Его отец, вступив
во второй брак, редко помогал сыну, и долгое время
лишь тетушка из Гавра поддерживала Клода. И он,
как избалованный ребенок, не откладывал деньги
на черный день, даже если продавал что-то
значительное. К тому же кредиторы являлись
мгновенно, чувствуя, что молодой человек при
деньгах.
До кризиса 1874 года
Клод Моне продавал в год картин на сумму около 12
тысяч франков. Как видим, это явно была не та
беспросветная нищета, которую мы могли бы
вообразить, если бы поверили письмам с мольбами о
помощи, которыми Моне забрасывал своих друзей;
подобного не случилось бы, если бы деньги
задерживались в руках этого избалованного еще с
детских лет молодца. Ренуар говорил сыну Жану,
что Моне был рожден знатным вельможей, что в
мастерской Глейра он поражал всех не только
виртуозностью, но и манерами. Если у него
появлялись деньги, он заказывал дорогие вина и
ликеры целыми бочками, шил себе костюмы из
английского сукна, которое стоило так же дорого,
как и сегодня; Моне до конца жизни сохранил
привычку носить рубашку с вышитыми манжетами,
что даже во времена его юности считалось
несовременным, нанимал кухарку и кормилицу для
своих детей, дарил роскошные наряды Камилле...
Ведь он был, слава Богу, очень щедрым человеком.
Из-за своего
легкомыслия несколько раз в жизни Моне пережил
трагические моменты. Дважды его картины попадали
в руки кредиторов и были проданы по 30 франков за
каждую. Однажды он разрезал около двухсот
полотен в надежде, что их не продадут, но их
реставрировали и продали с молотка.
В 1872 году финансовое
положение Моне ненадолго улучшилось, благодаря
встрече с Дюран Рюэлем. До этого момента Моне
постоянно находился на пороге полного краха. Не
стало великодушного Базиля, чтобы помогать ему, и
теперь письма, способные разжалобить даже
каменное сердце, Моне посылал Мане: "Вот уже
третий день как я совсем без денег, нам не дают в
кредит ни в мясной лавке, ни в булочной. Я верю,
что скоро дела пойдут на лад, но в настоящий
момент, поверьте, положение просто невыносимое...
Не могли бы Вы передать мне с этим же посыльным
двадцать франков?" Через некоторое время новая
просьба: "Вернувшись вчера вечером домой, я
застал жену совершенно больной... сегодня утром я
видел домовладельца, и мне едва удалось
уговорить его подождать до понедельника... Так
как Вы соблаговолили помочь мне, я умоляю Вас не
бросать меня и теперь. Я целый день безуспешно
метался в поисках кого-нибудь, кто дал бы мне
взаймы". И так далее, и тому подобное. Можно
было бы составить целую книгу из призывов о
помощи Клода Моне. Конечно, иногда он
действительно попадал в трудное положение, но
умел также и излишне драматизировать ситуацию.
Что же произошло
потом? В Лондоне Моне встретился с бежавшим, как и
он, от войны Дюран-Рюэлем, и тот, как по
волшебству, купил у него картин в 1872 году на 9800
франков, а в 1873-м - на 12000 франков. За два года Моне
продал картин в целом на 36 100 франков -
значительная сумма, которая, будь он менее
расточительным, вполне позволила бы ему без
труда пережить последовавший в 1874 году
экономический кризис, вынудивший Дюран-Рюэля
прекратить приобретение картин. К несчастью,
деньги просто таяли в руках Моне. В течение двух
лет они были богаты, у Камиллы появились
роскошные туалеты, в которых она позировала Моне,
у маленького Жана - гувернантка, сам художник,
подражая Добиньи, купил лодку, оборудовав на ней
мастерскую. Это было обыкновенное плоскодонное
суденышко с устроенной на нем высокой кабиной,
позволявшей работать стоя. В носовой части, под
небольшой полосатой палаткой, можно было
наслаждаться свежим воздухом, оставаясь в тени.
Увидев друга за работой в этой необычной
мастерской, Мане в шутку прозвал его "водным
Рафаэлем".
Во время своего
пребывания в Аржантейе, на этом пришвартованном
к берегу суденышке, посреди богатой
растительности, Моне написал несколько своих
самых знаменитых полотен, хрупких свидетельств
торжества воды и света..."
По материалам
книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь
импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. -
М.: Мол.гвардия, 1999. - 301[3]с.