С
1883 года репутация Клода Моне как талантливого
живописца закрепилась, а финансовое положение
улучшилось, и он, подобно другим импрессионистам,
стал стремиться к уединению.По существу, уже в
течение многихлет Моне жил далеко от Парижа,
после Аржантейя на семь лет застряв в Ветейе.
Теперь, вместе с Алисой Гошеде, ставшей после
смерти мужа в 1892 году его второй женой, ее шестью
детьми и двумя своими сыновьями, он поселился в
Живерни, крохотной деревушке, расположенной
неподалеку от места слияния Эпты и Сены.
Такимобразом, Моне жил в местах, полюбившихся ему
еще со времен Беннекура, находя живописнейшие
уголки, напоминавшие Ветей. Успех его полотен к
тому времени стал очевиден, и Октав Мирбо
подготовил к печати статью для "Фигаро", где
писал: "Клод Моне сегодня одержал победу над
врагами, он заставил замолчать всех вокруг. Он,
что называется, "преуспел". Если какие-то
упрямцы все еще считают искусство застывшей,
мертвой формулой и спорят об особенностях его
таланта, то они уже не оспаривают тот факт, что
этот талант действительно существует и способен
заставить признать себя, так как обладает силой и
таким обаянием, которое проникает до самой
глубины души. Любители, ранее высмеивавшие его,
теперь почитают за честь иметь его полотна в
своих коллекциях; художники, чаще всего
издевавшиеся над ним, отныне рьяно ему
подражают".
Подобные строки, помещенные
в газете, где ужасный Альбер Вольф все еще
печатал свои прозаические сочинения, являются
верным свидетельством успеха Моне и его друзей
десятилетие спустя после первой выставки у
Надара.
По мере того как денег
становилось больше, Моне благоустраивал и
расширял дом, поначалу арендовав, а затем купив
его в 1890 году. Позднее он построил в саду
мастерскую, в 1911 году онработал здесь над
декорациями для Оранжери по этюдам к "Белым
кувшинкам". Весь живернийский период,
растянувшийся почти на полвека, прошел под
знаком "Кувшинок". В течение двадцати пяти
лет, склонившись над поверхностью водоема, Моне
бесконечно писал кувшинки, водные растения,
плакучую иву. Этой серии набросков
предшествовала другая - "Руанские
соборы", "Тополя", "Мельницы",
после чего художник принялся за "Кувшинки".
Долгий период творчества,
связанный с Живерни, отмечен еще одним
увлечением художника, захватившим его не менее,
чем изучение световых бликов. Моне увлекся
садоводством. Оно интересовало его и ранее. И в
Сен-Мишеле (Буживаль), и в Аржантейе, и в Ветейе,
несмотря на скудные средства, он умудрялся
разводить небольшие садики с разросшимися
цветниками. В Живерни его страсть дошла до
безумия. Планировка созданного художником сада,
менявшегося в зависимости от времени года, была
продумана до мелочей. Прежде всего была
проведена работа на подступах к дому: Моне срубил
аллею елей и кипарисов, считая ее слишком унылой,
сохранив лишь высокие пни, за которые цеплялись
ветви вьющегося шиповника, вскоре сомкнувшиеся и
превратившиеся в усыпанный цветами сводчатый
туннель над тропинкой, который вел к дому от
ворот. Позже, когда пни разрушились, он заменил их
металлическими дужками, постепенно зараставшими
цветами. Питая отвращение к большим декоративным
клумбам, которые обычно устраивают на своих
лужайках буржуа, он рассаживал кучно или в виде
бордюров ирисы, флоксы, дельфиниумы, астры и
гладиолусы, георгины и хризантемы, а также
луковичные растения, которые на ярко-зеленом
фоне английских лужаек смотрелись как
роскошный мозаичный ковер. Не подлежит сомнению,
что его опытный глаз мог искусно смешивать
краски цветов для достижения гармоничных
сочетаний, контрастов и переходов.
Покончив с цветником у дома,
Моне на имевшиеся у него свободные средства
купил большой заболоченный участок земли по
другую сторону дороги, граничивший с его садом, и
осушил его. Сделав небольшую канаву, соединившую
его участок с рекой Эптой, он смог наполнить
водой небольшой, неправильной формы
искусственный водоем, перекинул через него
японский мостик, с которого свисало душистое
сиреневое и белое кружево глициний. Водоем был
засажен кувшинками всех видов, а по краям была
устроена живая изгородь из ирисов и стрелолиста.
В книге, посвященной Моне ("Этот неизвестный
Клод Моне"), его пасынок Ж.П.Гошеде заметил, что
художнику важнее всего была не диковинка, а
впечатление, произведенное ею. Впечатление от
детали и от целого. Непрекращающийся процесс
создания сада воодушевлял Моне, и он
добросовестно изучал торговые каталоги,
постоянно заказывая все новую рассаду. Для
получения достоверной информации из первых рук
он принимал у себя за обедом наиболее
значительных специалистов-садоводов и особенно
сдружился с Жоржем Трюффо. Хотя подобная страсть
стоила больших денег, ибо требовалось постоянное
присутствие пяти садовников, она оказалась
небесполезной, как только художник принялся
писать кувшинки. Около сотни этюдов и
законченных полотен было создано им на эту тему,
и именно они, пожалуй, вызывают наибольшее
восхищение, тем более что многие работы были
выполнены во время обострения глаукомы,
поставившей под угрозу зрение Моне, а потому
близки к абстрактной живописи. Именно эти работы,
написанные во время болезни, привели
основательно изучившего их американского
исследователя Альфреда Барра-младшего к
заключению, что Моне является одним из
родоначальников неформального абстрактного
искусства. Сомнительно, что именно такую цель
ставил себе создатель "Кувшинок", тем более
что, поправившись после операции, он вновь обрел
способность по-особому видеть предметы, ту
способность, о которой Одилон Редон критически и
восхищенно заметил: "Моне - это всеголишь глаз,
но какой!"
Попавшись в западню
абстракционизма, ценители живописи после войны
буквально вырывали друг у друга полотна, доселе
никому не нужные и оставленные Мишелем Моне
гнить в Живерни, в мастерской, где стекла были
разбиты взрывами американских бомб во время боев
за освобождение Франции.
Отреставрированный после
долгого периода запустения благодаря щедрости
американских ифранцузских меценатов, сад Клода
Моне был широко известен уже в начале века. Жорж
Клемансо, знавший художника еще со времен
"Гербуа" и владевший одним из деревенских
домов неподалеку от Живерни, был настолько
поражен этим событием, что даже посвятил ему
небольшую брошюру, в которой писал: "Сад Клода
Моне можно считать одним из его произведений, в
нем художник чудесным образом реализовал идею
преобразования природы по законам световой
живописи. Его мастерская не была ограничена
стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были
разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и
удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки,
готовой воспринимать малейшее трепетание
жизни".
Моне и Клемансо были близки,
это известный факт. 18 ноября 1918 года (после
известия о победе в войне) Клемансо прибыл в
Живерни, чтобы сообщить художнику о принятии
государственной комиссией его "Кувшинок".
Это, без сомнения, тоже была победа, ибо
администрация Школы изящных искусств все еще
испытывала давление со стороны последних
помпьеристов из жюри Салона и руководителей
Института и чинила такому решению всевозможные
препятствия..."
По материалам
книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь
импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. -
М.: Мол.гвардия, 1999. - 301[3]с.
|