Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
КЛОД ОСКАР МОНЕ
родился в Париже 14 ноября 1840 года. Когда будущему
художнику исполнилось пять лет, его семья
переехала в портовый город Гавр на побережье
Нормандии, где и прошли детство и ранняя юность
Моне. Его отец, Адольф, работал у своего зятя,
который вел оптовую торговлю бакалейными
товарами.
ТАЛАНТ К
РИСОВАНИЮ
В школе Моне весьма
посредственно успевал по всем предметам, за
исключением одного - рисования, где КЛОД проявил
врожденный талант художника, и в первую очередь
как карикатурист. В 15 лет он уже продавал свои
карикатуры и даже приобрел некоторую
известность в местном масштабе. Отец Клода не
одобрял это увлечение сына, надеясь увидеть его
продолжателем и наследником своего дела и хорошо
зная о том, насколько ненадежна карьера
художника. Однако Моне нашел союзника в лице
своей тетки, Мари Жанны Лекадр,
художницы-дилетантки, которая взяла на себя
большую часть забот о будущем Клода после смерти
его матери в 1857 году.
Приблизительно в то
же время (точная дата не известна) Моне
познакомился с художником Эженом Буденом,
который убедил Клода потренироваться на
ландшафтах, и юный Моне, которому тогда было
около шестнадцати, обнаружил, что именно в этом и
состоит его призвание. Буден (что не было типично
для того времени) любил писать на природе,
поскольку считал, что только таким способом
можно запечатлеть увиденное художником во всей
чистоте и свежести. Моне увлекся этой идеей, и
впоследствии она стала одним из краеугольных
камней как для творчества самого художника, так и
для всего импрессионизма в целом. Много лет
спустя он писал Будену: "Я не забыл о том, что
именно вы первым научили меня видеть и
понимать".
1859-1860 годы Моне -
отцу все-таки пришлось его отпустить - проводит в
Париже, где изучает искусство. Его студенческая
жизнь, как и первые годы карьеры художника, часто
омрачалась финансовыми затруднениями, поскольку
Клод оставался полностью зависимым от отца.
Однако в 1861-1862 годах в жизни художника произошли
значительные перемены. Он отправляется на
военную службу в Алжир. Как художник Моне был
очарован пейзажами Северной Африки, но вскоре
заболел анемией и был демобилизован. Вернувшись
на поправку в Гавр, Моне познакомился там с
голландским художником-пейзажистом Йоханом
Бартольдом Йонкиндом. Как и Буден, Йонкинд сумел
вдохновить Моне и оказал ему неоценимую помощью,
давая уроки мастерства.
ПАРИЖСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ ГЛЕЙРА
Осенью 1862 года Моне
возвращается в Париж и становится учеником Шарля
Глейра, известного в то время живописца. Уроки в
мастерской Глейра не много дали Моне, но здесь он
познакомился с молодыми художниками, некоторые
из которых стали не только его друзьями, но и
вошли в группу импрессионистов.
В мастерской Глейра
Моне оставался до 1864 года. На следующий год
Парижский Салон отобрал две его картины для
своей ежегодной выставки, и это была едва ли не
единственная возможность для художника стать
известным широкой публике.
Однако Моне не
удалось удержаться на гребне первоначального
успеха. В 1867 году безденежье вынудило его
вернуться в Гавр. К этому времени у него была
возлюбленная, Камилла Донсьё, с которой он
познакомился в 1865 году, родившая ему сына в
Париже в то время, когда сам Моне находился в доме
своего отца. Вероятно, этот период в жизни Моне
был наихудшим в его жизни. У художника начались
проблемы со зрением, хотя, слава Богу, они
оказались временными.
В 1870 году Моне
женился на Камилле. Вскоре разразилась Франко-
прусская война. С целью избежать призыва в армию
художник перебрался в Англию. В Лондоне Моне
оставался около года и познакомился там с
торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем. Он стал
другом Моне, начал серьезно поддерживать его. В
конце 1871 года Моне возвратился в Париж и нанял
дом в Аржантёе, небольшом городке на берегу Сены.
СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ
В АРЖАНТЁЕ
Моне был совершенно
очарован лодками, мостами, рекой и природой
вокруг Аржантёя, а его картины и рисунки,
относящиеся к тому периоду, с полным основанием
можно назвать самыми солнечными в его жизни.
Аржантёй оставался для Моне домом до 1878 года.
Здесь его часто навещали друзья, в том числе Мане,
Ренуар и Сислей, и их работы также несут
отпечаток счастливой, спокойной атмосферы этого
места.
В 1874 году импрессионисты
устроили в Париже групповую выставку своих
работ. Впрочем, в то время они называли себя еще
"Акционерным обществом
художников-живописцев", это чуть позже кто-то
из обозревателей прицепился к названию одной из
картин моне - "Впечатление.
Восход солнца", в результате чего и
родилось название - импрессионизм. Сами
художники начали официально называть себя
импрессионистами с 1877 года, когда их работы
составили треть от общего числа картин,
выставленных на совместной выставке. Подобные
выставки помогали импрессионистам понемногу
укрепить свою репутацию по мере того, как зрители
начинали привыкать к ярким цветам и небрежным
мазкам на их полотнах.
|
"Впечатление,
Восход солнца". 1872 г.
Холст, масло, 48x63 см.
Музей Мармоттан, Париж. |
ПЕРЕЕЗД В ВЕТЁЙ
На короткое время
Моне доверил ведение своих финансовых дел
Эрнесту Гошеде, бизнесмену, покупавшему картины
художника. К несчастью, в 1878 году Гошеде
обанкротился. На следующий год семьи Моне и
Гошеде объединили оставшиеся у них деньги и
переехали в Ветёй, деревушку на берегу Сены в 65
километрах к северо-западу от Парижа.
Вскоре после
переезда рождается второй сын Моне, Мишель.
Однако здоровье Камиллы стремительно угасает, и
в сентябре 1879 года она умирает. Вероятно, на
какое-то время завязывается роман между Моне и
Алисой Гошеде, ее муж, Эрнест, уезжает, оставив
Клода и Алису с восемью детьми на руках. В конце
концов, Моне женится на Алисе, но это происходит
только в 1892 году, после смерти ее первого мужа. В
1881 году семейство Моне покидает Ветёй и в 1883
переселяется в Живерни, другую деревушку на
берегу Сены. Именно здесь Моне и провел остаток
своей долгой жизни.
ГОДЫ В ЖИВЕРНИ
К этому времени карьера Моне
круто пошла в гору, и это дает ему возможность
выкупить в 1890 году дом, в котором жила его семья. К
50 годам Моне стал вполне обеспеченным человеком.
Этот успех позволил ему расширить сад в Живерни,
который стал теперь самой большой его любовью, и
едва ли не единственным объектом, который Моне
изображал на своих поздних полотнах ("Сад
художника в Живерни").
|
"Сад
художника в Живерни". 1900 г.
Холст, масло. 81х92 см.
Музей Д'Орсэ. Париж. |
Невзирая на
ухудшающееся зрение, Моне продолжал работать до
самых последних дней своей жизни. Когда он умер в
Живерни 6 декабря 1926 года в возрасте 86 лет, он был
признанным и почитаемым патриархом французской
живописи. Его дом и сады были открыты для
посещения в 1981 году, и с тех пор поток туристов не
иссякает, что является подтверждением любви и
признательности к одному из величайших
художников всех времен.
По материалам
"Художественная галерея. Моне", №1, 2004 г.