"Вряд
ли в прямом смысле к театральным можно отнести
три портрета танцующих пар, написанных Ренуаром
в 1883 году: "Танец в городе", "Танец в
Буживале", "Танец в деревне", которые
иногда называют зимней, весенней и летней
картинами. С некоторым сомнением их можно
назвать и портретами, хотя Ренуару позировали
конкретные и известные люди. Во всяком случае,
женский образ на двух из этих трех картин
изображает натурщицу Мари-Клементину Валадон,
ставшую впоследствии известной художницей под
именем Сюзанны Валадон, а ее сын Морис Утрилло
стал всемирно известным художником. А на третьей
картине изображена Алина Шериго.
Танцующие пары представлены
Ренуаром не на сцене, а в бытовых интерьерах. С
этой точки зрения их никак нельзя назвать
театральными, и все-таки, доверившись ощущениям
Ренуара, представлявшего жизнь как волшебный
театр, эти три картины зритель воспринимает
как сияющий театрализованный праздник.
Композиция танцующих пар на каждом холсте
возвращает нас к одному из ранних портретов
Ренуара 1868 года: "Портрету Сислея с
женой".
Эта двухфигурная композиция
по-новому развернулась в танцевальной паре,
представленной на трех картинах. Сюжет, знакомый
нам с картины "Бал в Мулен де ла
Галетт", как бы приблизился к зрителям и
персонифицировался. В большой картине бала много
пар, а здесь на каждом холсте только одна,
представленная во всех подробностях. Партнер и
партнерша кружатся в плену танцевального ритма,
но мы видим только миг, хотя, если мысленно
представить рядом три эти работы, то получится
почти полный оборот движения танцующих пар.
Среди этих трех работ
выделяется "Танец в Буживале". Причем
замысел этой картины владел Ренуаром достаточно
долго. В собрании графики венского музея
Альбертина есть рисунок, помеченный 1880 годом,
почти в точности изображающий композицию
картины и в первую очередь рисунок танцующей
пары. И хотя, когда видишь сам холст, кажется,
будто все написано мгновенно, как бы в один
присест, однако само это впечатление есть
результат долгой работы живописца, к которому он
стремился и который ему удалось достичь.
Композиция картины состоит
из двух планов с мелкими бытовыми деталями, вроде
брошенного на землю в первом плане маленького
букетика цветов и нескольких растоптанных
окурков. Центр и всю основную часть холста
занимают две фигуры танцующих, а второй план, как
бы театральный задник, составляет вид летнего
кафе, уставленного простыми крашеными столами и
стульями, заполненного шумной толпой сидящих за
кружкой пива или толпящихся среди деревьев и
сочной зелени людей. Легко и свободно лежат на
холсте просвечивающие краски, так, что даже ствол
дерева кажется каким-то бестелесным, потому что
написан почти светлыми серыми, сиреневвыми,
зелеными и охристыми тонами.
Сами фигуры написаны
плотными слоями красок, и мы видим, каким путем
пошел Ренуар, преодолевая казавшуюся ему теперь
зыбкой и не очень убедительной манеру
импрессионистического письма. Только яркий цвет
красной шляпки девушки и желтой шляпы мужчины, в
особенности канареечные цвета с сиреневыми и
фиолетовыми мазками на мужской шляпе, а также фон
и густая крона деревьев, написаны в классической
импрессионистической манере.
Цвета платья девушки и
костюма мужчины подобраны в свойственном,
возможно, только Ренуару сочетании и выглядят
одновременно и контрастно и как бы дополняя и
сочетаясь друг с другом. Эти цвета, составляющие
основу колорита всей картины, плотно
обрисовывают фигуры танцующих и подчеркивают их
упругое движение. Мужчина одет во все темное, его
брюки, куртка и простая блуза написаны густыми
синими красками, которые приобретают глубокие
бархатистые оттенки в обрамлении канареечных
цветов, окрашивающих его головной убор и грубые
туфли.
На девушке светло-сиреневое,
почти белое, платье, как раз этим нежным
сиреневым отливом еле уловимо перекликающееся с
темными красками костюма партнера. Почти прямая
вертикальная линия обозначает границу сочетания
их нарядов, и вокруг этой воображаемой оси
закручиваются пышный подол женского платья и
отлетевшая пола мужской куртки.
Мари-Клементина Валадон,
позировавшая художнику в образе танцующей
девушки, а через два года, в 1885 году, послужившая
моделью для портрета Ренуара "Косы",
хранящегося сейчас в частном собрании в
Швейцарии, имела довольно типичную для женщины
Монмартра и вместе с тем необычную судьбу,
которая вывела ее в ранг известных французских
художниц. Дочь белошвейки и неизвестного отца
она появилась в Париже, когда ей не было и пяти
лет, трудно и бедно жила со своей матерью,
зарабатывавшей уборкой квартир. Проучившись
немного в религиозной школе, она затем работала в
швейной мастерской, была нянькой, подавальщицей,
торговкой овощами. Полюбив цирк, в пятнадцать лет
она стала акробаткой в цирке Молье. Однажды,
исполняя номер, она сорвалась с трапеции и упала
на арену. С цирком пришлось распрощаться
навсегда.
С детства она рисовала и
мечтала попасть в среду художников. Помогая
матери разносить белье из прачечной клиентам,
она познакомилась с одним изних, Пюви де
Шаванном, и стала натурщицей. Судя по портретам
Ренуара, в особенности на картине "Косы",
Мари-Клементина Валадон была очень красивой
девушкой с прекрасными густыми волосами и
стройной фигурой, а ее поразительное, при том что
она была натурщицей и моделью, упорство и
трудолюбие превратили ее склонность к рисованию
в подлинный художественный талант. Сюзанна
Валадон стала известной художницей, и кто знает,
может быть, восторженный взгляд Ренуара,
представивший ее прелестной и очаровательной
девушкой на своих картинах, укрепил ее дух и веру
в себя, в свои силы, в свое призвание."
По материалам из
книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". -
М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.
Узор и
фактура
|
1. В
верхней части картины видны листья каштана,
образующие изящный узор и ярко выступающие на
темном фоне. |
|
2.
На столе мы видим скатерть, фаянсовую посуду
и стекло. Различная фактура этих предметов
позволяет Ренуару продемонстрировать свое
высочайшее мастерство художника при передаче
деталей натюрморта. |
|
3.
На переднем плане изображена соломенная
шляпа, грубая фактура которой ярко контрастирует
с гладкой поверхностью пола. Судя по всему,
танцующая пара находится на открытой веранде. |
|
4.
Прелестный узор платья Алины живо
контрастирует с черным костюмом ее партнера.
Чистота и прозрачность линий обеих фигур
обнаруживают влияние, оказанное на Ренуара
искусством Ренессанса, с которым он познакомился
во время своей поездки в Италию. |
По материалам
"Художественная галерея. Ренуар". №3, 2004. |