Эдуард Мане: биография
Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
"...Чтобы доставить
удовольствие родителям, Мане выбрал мастерскую
Кутюра, написавшего "Римлян времен упадка",
чем-то напоминающих участников маскарада в
античных костюмах. Безумно тщеславный и
высокомерный, Тома Кутюр был типичным дельцом от
искусства, преуспевающим, почитаемым,
удостоенным многих наград, восхваляемым... но
даже этого ему было недостаточно. Всех
современных ему художников он объявил пачкунами,
Делакруа обвинял в плагиате и считал чудовищем, а
Энгра презирал и причислял к романтическому
течению.
Девизом Кутюра были "Идеал
и безличие", он употребил все силы, чтобы
вдолбить свои принципы многочисленным ученикам,
вменяя им в обязанность умение сделать
аккуратный и непременно изящный рисунок. И вдруг
однажды он закрыл мастерскую, должно быть решив
держаться в стороне от художественной жизни. С
этого момента Кутюр перестал выставляться,
довольствуясь тем, что время от времени продавал
часть своих картин американцам, полюбившим
художника с его "Римлянами времен упадка".
Дабы скоротать появившееся у него свободное
время, он начал писать злобные статьи, в которых
разносил в пух и прах всех более или менее
значительных художников своего времени. И
несмотря на многочисленных поклонников, чуть ли
не молившихся на него в то время, к 1879 году - году
своей смерти - был всеми забыт.
По странному стечению
обстоятельств, Мане легко нашел общий язык с этой
знаменитостью: Кутюр был довольно прост в
общении и не смотрел на молодежь с презрением,
как другие маститые художники. В течение десяти
лет Мане оставался в мастерской, и не думая
поступать в Школу изящных искусств.
Нелегко приходилось и
Кутюру, ведь его ученик отрицал все то, на чем
зиждилось академическое образование. Они
спорили чуть не до драки, потом мирились. И даже
когда Мане в шутку заставил натурщика вместо
тоги позировать в городском костюме, Кутюр
ограничился тем, что сделал, как ему казалось,
ироническое замечание: "Вы всегда останетесь
лишь Домье своего времени". Мане,
восхищавшийся полотнами Домье, был польщен.
Подобно другим
посредственным художникам, Кутюр был прекрасным
преподавателем и давал своему ученику весьма
дельные советы. Именно он отправил его в Лувр для
изучения венецианской школы живописи. Кутюр
понимал, что юный спорщик сможет почерпнуть там
много ценных сведений..."