Эдуард Мане: биография
Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Хотя сам Мане никогда не стремился к тому,
чтобы совершить революционный переворот в
европейской живописи, судьбе было угодно сделать
его "отцом импрессионизма".
Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в
довольно респектабельной семье. Отец будущего
художника, Огюст Мане, служил в министерстве
юстиции, а мать была дочерью дипломата. Родители
видели в сыне будущего юриста, но их планам не
суждено было сбыться. Ребёнок унаследовал от
матери живой интерес к искусству, который
всячески поддерживался его дядей, полковником
Фурнье. Именно Фурнье познакомил своего
племянника с Лувром и стал оплачивать его уроки
рисования.
Отец желанию сына учиться на
художника яростно воспротивился. В конце концов,
полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую
службу. Но юноша провалил вступительные экзамены
в морское училище. Оказавшись не у дел, он
устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848
года новоиспечённый юнга оказался на борту
парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.
Южноамериканский город очаровал Мане, однако в
морской службе он разочаровался - особенно после
того, как капитан, прослышавший о его
художественных наклонностях, приказал ему
красить красной краской корки сыра,
испортившегося во время плавания.
Вернувшись во Францию, Эдуар
наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца
к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял
его искать не совсем обычные пути в жизни. Вместо
того чтобы, подобно другим мечтающим об
артистическом призвании, поступить в Школу
изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане),
он пошёл учиться в мастерскую Тома Кутюра,
незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года
своей картиной "Римляне эпохи упадка" с
изображением античной оргии. Юношу привлекла эта
скандальная слава. Он надеялся найти в своём
учителе единомышленника и художественного
революционера.
Но это оказалось не так. Он
кончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения
(1850-56), однако всё это время отношения между
учителем и учеником оставляли желать лучшего.
Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Как-то он
заявил во всеуслышание: "Когда я прихожу сюда,
мне кажется, что я попал в могилу". Чтобы как-то
развеять скуку, Мане иногда начинал резвиться.
Так, однажды он скопировал античный бюст вверх
ногами.
Другие его забавы не были
столь невинными. В 1850 году у молодого человека
вспыхнул бурный роман с пианисткой Сюзанной
Леенхофф. Спустя два года она родила ему сына,
который, впрочем, не получил фамилии Мане. Мане,
скрывая свою личную жизнь от строгого отца, снял
квартиру для Сюзанны, при этом официально
значась крёстным отцом ребёнка. Обвенчаться он с
Сюзанной смог лишь в 1863 году, после смерти Огюста
Мане.
Все эти годы начинающий
художник расширял свои познания в живописи,
путешествуя по Европе и копируя работы старых
мастеров. Большую роль в становлении его
художественной манеры сыграл поэт Шарль Бодлер
(1821-1867), уже выпустивший к тому времени знаменитый
сборник стихов "Цветы зла", который был
воспринят как "вызов общественной морали".
Именно по совету Бодлера Мане написал своё
первое большое полотно, "Любитель абсента",
отвергнутое приёмной комиссией Салона 1859 года.
"Любитель абсента". 1858-1859.
Холст, масло. 81х106 см.
Новая Глиптотека Карлсберга. Копенгаген.
О
картине |
"Музыка в Тюильри". 1862 г.
Холст, масло. 75х120 см.
Национальная галерея, Лондон.
О
картине |
Бодлер был не только поэтом,
но и художественным критиком, призывавшим
живописцев сосредоточиться на современной
жизни. Его статьи жадно читали молодые художники,
не приемлющие рутины официального Салона.
Настоящий мастер, по словам Бодлера, должен
"чувствовать поэтический и исторический смысл
современности и уметь увидеть вечное в
обыденном". Мане, вдохновлённый этими идеями,
создал в 1862 году свой первый шедевр, картину
"Музыка в Тюильри".
Последовавшая в том же году
смерть отца освободила художника от многих
ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное
наследство позволяло ему теперь не думать о том,
как заработать себе на жизнь. В создавшихся
условиях Мане почувствовал себя достаточно
свободным для того, чтобы жить и писать так, как
ему хочется.
Следствия этого проявились
очень быстро. Новую его картину "Завтрак на
траве", как и предполагалось, приёмная
комиссия Салона 1863 года отвергла. К счастью, этот
год был особенным - таких же отвергнутых работ
оказалось слишком много (три тысячи из
представленных пяти), и император Наполеон III,
играя в справедливость и идя на поводу у
возмущённого общественного мнения, приказал
выставить их в так называемом Салоне
отверженных. Вот тут-то и случился скандал. На
картину Мане обрушился шквал критики. Её
называли непристойной, порнографической,
недоступной для понимания, бессюжетной и пр.
Император же, увидев эту работу, высочайше
повелел впредь подобных салонов больше не
устраивать.
"Завтрак на траве". 1863 г.
Холст, масло. 214х270 см.
Музей Д'Орсэ. Париж.
О картине |
"Олимпия". 1863 г.
Холст, масло. 130,5х190 см.
Музей д'Орсэ. Париж.
Заказать
постер
О
картине |
Мане, пытавшийся следовать в
"Завтраке" традициям старых мастеров, был
обескуражен. Чтобы доказать публике, что он лишь
переосмысляет с своём творчестве заветы
классиков, он показал в Салоне 1865 года работу
"Олимпия", исполненную в той же манере. Она
вызвала, пожалуй, ещё более бурные споры.
Спасаясь от скандального шума, художник уехал в
Испанию. Ему хотелось своими глазами увидеть
живопись великих испанцев, корректируя по ней
свою дальнейшую деятельность. Эта живопись
потрясла Мане, но поездка оказалась недолгой -
испанская кухня, ужаснувшая живописца, погнала
его домой.
К концу 1860-х годов Мане
приобрёл двусмысленную репутацию. Многие
считали его каким-то исчадием ада - между тем как
это был воспитанный человек с безукоризненными
манерами. Выставленные в Салоне картины Мане
продолжали подвергаться нападкам критики, а его
персональную выставку, организованную в рамках
Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту
освистали. Но при этом рос авторитет Мане в среде
молодых художников и писателей, мечтавших о
новом искусстве.
Очень общительный по натуре
Мне с удовольствием обсуждал с ними, как сделать
это искусство реальностью. Своей штаб-квартирой
он сделал одно из кафе в парижском квартале
Батиньоль, где обитали многие живописцы. Именно
здесь художник познакомился с Эмилем Золя,
быстро набиравшим тогда известность. Здесь же
состоялись встречи Мане с будущими
импрессионистами. "Ничто не могло вдохновить
меня сильнее, чем наши споры, в которых
сталкивались самые различные точки зрения, -
писал впоследствии он. - Эти споры оттачивали наш
ум и заряжали энергией, хватавшей на целые недели
работы".
В этих обсуждениях и были
сформулированы основополагающие принципы
импрессионизма. Но начавшаяся в 1870 году
франко-прусская война заставила на время забыть
о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании
лейтенанта Национальной гвардии. Он был
свидетелем осады Парижа, оставившей в его памяти
"застилающий небо чёрный дым и
непрекращающийся гром орудий". Позже
художнику пришлось своими глазами увидеть
кровавое подавление Парижской Коммуны. Всё это
он запечатлел в серии литографий.
После войны "банда
Мане", как называли
художников-"батиньольцев" обыватели от
искусства, вновь собралась в Париже. Мане
поддерживал импрессионистов, однако никогда не
выставлялся вместе с ними, считая, что битва за
современное искусство должна разворачиваться
только в рамках официального Салона. Впрочем, это
не помешало ему взять на вооружение некоторые
чисто импрессионистические приёмы письма. В 1874
году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре
рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого
без труда обнаруживаются в его работах того
времени.
В 1879 году у Мане появились
грозные признаки атаксии, при которой,
вследствие поражения головного мозга,
нарушается координация движений. Чуть позже он
уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти
годы к художнику пришло долгожданное признание.
В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже
был награждён орденом Почётного легиона. Весной
1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция
прошла неудачно, и вскоре Мане скончался.
Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия
очередного Салона.
По материалам
"Художественная галерея. Мане", №40, 2005.