Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Из воспоминаний
Жана Ренуара, сына художника:
"... В разительном
противоречии с невероятной щедростью Ренуара
стоят его непонятные заботы об экономии, которую
поверхностные люди могли бы принять за скупость.
Если он сидел у
камина в одиночестве, то звал Габриэль и
заставлял ее снять с огня одно или два полена.
Точно так же он распоряжался с углем в печке, где
догорали его акварели. Зато, если в мастерской
находилась натурщица, он засыпал печку до отказа,
не из-за доброты, а из-за опасения, что его
натурщица схватит насморк и не сможет позировать
обнаженной.
Пока Ренуар еще мог
ходить, он отказывался нанимать фиакр. Его
возмущали большие чаевые в шикарных ресторанах.
Он видел в этом признак малодушия, боязни
презрительного взгляда метрдотеля.
Наряду с этим Ренуар
питал отвращение к дешевым вещам. Часы, по его
мнению, должны были быть золотыми или
серебряными. Он не признавал никель. Белье должно
было быть только полтняным. Мать не пользовалась
бумажными тряпками, которые оставляют на
стаканах белые пылинки. И, наоборот, терпеть не
мог хрусталя, который считал вульгарным из-за его
безупречной чистоты, с удовольствием глядел на
бутылки кустарного производства, не одинаковые,
из толстого зеленоватого стекла, с отсветами,
"богатыми, как волны океана в Бретани".
Прилагательное "богатый" он употреблял так
же часто, как и противоположное - "бедный".
Охотнее Ренуар прибегал к определению "toc" -
подделка. Но богатство и бедность для Ренуара
означали вовсе не то, что для большинства
смертных. С его точки зрения, особняк в Монсо,
гордость какого-нибудь миллионера, был
всего-навсего "toc". Покосившаяся, набитая
детьми в отрепьях хижина на юге была для него
"богатой". Однажды он со своим другом
обсуждал Рафаэлли, известного живописца того
времени, достоинства которого отец признавал с
некоторыми оговорками. "Вы должны его любить, -
сказал друг, - он писал бедных". "Тут-то и
возникают сомнения, - ответил Ренуар, - в живописи
нет бедных!"
Вот перечень
некоторых вещей, относимых им безоговорочно к
категории "бедных": ярко-зеленые,
подстриженные английские газоны, белый хлеб,
натертые полы, все предметы из каучука; статуи и
здания из каррарского мрамора, "пригодного
только для кладбищ"; мясо, тушеное на
сковороде; соусы с мукой; красители для стряпни;
бутафорские камины, выкрашенные черным лаком;
нарезанный хлеб (он любил его ломать); фрукты,
очищенные ножом со стальным лезвием (он требовал
серебряного); бульон, с которого не удален жир;
дешевенькое вино в бутылке с красочным ярлыком и
громким названием; лакеи, подающие в белых
перчатках, чтобы спрятать грязные руки; чехлы,
покрывающие мебель, и того более - люстры; щетки
для хлебных крошек; книги, резюмирующие писателя
или научный вопрос или изглагающие историю
искусства в нескольких главах, и заодно -
иллюстрированные и периодические журналы,
тротуары и дома из бетона; асфальт на улицах;
литые предметы; простыни с набойкой; центральное
отопление, иначе говоря - "ровное тепло"; к
этому разряду он относил смешанные вина;
предметы серийного производства; готовую одежду;
муляжи на потолках и карнизах; проволочные сетки;
животных, стандартизованных рациональными
методами выведения; людей, стандартизованных
обучением и воспитанием. Один посетитель как-то
сказал ему: "В таком-то коньяке я больше всего
ценю то, что качество одной бутылки совершенно
тождественно качеству любой другой. Никаких
сюрпризов!" - "Какое удачное определение
небытия!" - ответил Ренуар.
Теперь читатель
достаточно знает моего отца, чтобы угадать, что
ему нравилось, а что нет. Я дополню список
перечислением нескольких вещей, которые Ренуар
считал "богатыми": фаросский мрамор,
"розовый и без признака меловатости"; жженую
кость; бургундские или римские черепицы,
обросшие мхом; кожу здоровой женщины или ребенка;
предметы из золота; серый хлеб; мясо, поджаренное
на дровах или древесном угле; свежие сардины;
тротуары, вымощенные плитами; улицы, выложенные
слегка синеющим песчаником; золу в камине;
вылинявшую одежду рабочих, многократно
стиранную и заплатанную, и т.д.
Ренуар носил одну и
ту же одежду в течение десяти лет. Когда по
окончании работы в его кружке оставалось
несколько капель скипидара и масла, он тщательно
их сберегал. Кусок камамбера или бри он скреб
ножом, а не отрезал корку, боясь отрезать слишком
толстый кусок. Точно так же он поступал с
фруктами; пока его руки не были скрючены, он
чистил грушу, держа ее на вилке в левой руке, а
правой снимал ножом кожицу не толще листка
папиросной бумаги.
Ренуар прощал мне и
братьям почти все, за исключением того, что
задевало уважение к людям и вещам. Плохие отметки
в школе, бегство с уроков, шум во время его работы,
испачканные полы, опрокинутая полная тарелка,
пение неприличных песенок, разорванная одежда -
все это оставалось безнаказанным. Теперь я знаю,
что он просил мать не обращать внимания на наши
детские проделки. Зато он разбранил меня однажды
за то, что отрезая себе сыр, я начал с острого
конца, лишив тем самым остальных самого нежного,
удаленного от корки места. Отец назвал это
хамством, что в его устах звучало уничтожающе. В
семье Ренуаров хамство считалось куда более
предосудительным, чем нарушение
благовоспитанности. Когда люди не говорили
прямо, вертелись вокруг да около, кривлялись,
отца это чрезвычайно раздражало. Чрезмерная
учтивость, почитаемая им за невежливость,
вызывала его на грубость. Он видел в ней
карикатуру на старинную церемонность,
свидетельствующую о тщеславии буржуазии,
которая полагает, что, отказавшись от простоты в
обращении, она уподобится аристократии.
Во времена Ренуара
карикатуристы широко использовали образ
"хама". Хам - это прежде всего богач, который
думает и говорит примерно так: "Почему бы мне
не топтать цветы, раз я за них заплатил!" За ним
следует бедняк, ворующий бумагу в вагонных
клозетах: "Пусть следующий обходится как
знает..." Хам отрывает ягоды винограда от
лежащей на блюде грозди. Мне пришлось видеть, как
отец однажды встал из-за стола и ушел, когда
кто-то из обедавших поступил так. Хам шумит, когда
другие спят, курит, если возле него кашляют, плюет
в колодцы и соблазняет женщин, зная, что боле
сифилисом. Хам - директор театра, отравляющий
зрителей порнографией или прививающий им вкус к
убийству. В глазах моего отца хамом был
спекулянт, который вырубил плодовый сад на
берегу Сены, чтобы расчистить место под
железобетонный доходный дом, так же как и скот,
который воспользовался неопытностью
молоденькой девушки. Моего отца поразило
следующее: в больших кафе официанты обычно
ставили на стол откупоренную бутылку аперитива,
полагаясь на порядочность клиента. Толпы,
хлынувшие в Париж на выставку 1900 года, состояли
не только из благородных людей, и неотесанные
посетители пользовались таким доверием и
наливали себе не стесняясь, раз цена была одна и
та же. В результате: официанты теперь сами
аккуратно наполняют вашу рюмку, а бутылку уносят,
что, разумеется, оскорбительно. Одно хамство
влечет за собой другое, и оно распространяется
как эпидемия!
Владения хамства
охватывают огромную область, туда входят как
самые тяжкие, так и незначительные проступки. От
нас Ренуар требовал только одного - не
переступать его границ. С раннего возраста мы
умели посторониться, чтобы дать пройти, и
уступали место в трамвае. Нам было также
известно, что все люди равны, и поэтому мы
оказывал одинаковые знаки почтения всем, начиная
с бродяги Бодри и до мсье Жермена, директора
Лионского кредита. Всякое разрушение казалось
Ренуару хамством: будь он индусом, он никогда бы
не последовал за Шивой с его принципом созидания,
основанным на разрушении. Он несомненно
последовал бы за Вишну, божеством сохраняющим.
Срубленное дерево расстраивало Ренуара; что
говорить о его реакции на ампутацию, поломку
вещи, порчу драгоценного металла при грубой
чистке, на то, как из красивой глыбы камня
высекают уродливую статую, охоту, расхищение
естественных богатств, леса, угля, нефти,
человеческого труда, усилий, таланта, верности,
любви?
Описание его
палитры скажет больше, чем все мои объяснения. Но
прежде всего надо напомнить - что представляет
собой палитра художника. Краски образуют на ней
горки, края которых находя друг на друга,
перемешиваются. Слой их так толст, что сплошь
закрывает дерево. Из этой смеси очень трудно
выудить чистый тон, и поэтому художник то и дело
выпускает из тюбика свежую краску, но и ее после
первого прикосновения кисти поглощает остальная
масса красок. Вокруг живописца торчит лес кистей.
Он беспрерывно берет их, потому что после
нескольких мазков кисть оказывается в
многоцветной краске. Наконец художник
окончательно тонет в этой пестроте, тогда он
соскребает ее с палитры мастихином и снова
выдавливает на нее все содержимое тюбика. В одном
из его ящиков хранится запас целых тюбиков,
которые он то и дело берет взамен выдавленных.
Мое описание - не
критика. Так поступают очень большие живописцы,
некоторые из них выдавливают тюбик даже
непосредственно на холст.
Палитра Ренуара
сверкала, как новенькая монета. Она представляла
квадратную дощечку, которая точно вкладывалась в
крышку ящика. В одну из двойных чашечек он
наливал чистое льняное масло, в другую - смесь из
равных долей этого масла и скипидара. На
низеньком столике стоял стакан со скипидаром, в
котором Ренуар полоскал кисть чуть ли не после
каждого мазка. В ящике и на столике лежало
несколько запасных кистей. Одновременно он
пользовался всего двумя или тремя кистями. Едва
они начинали снашиваться, брызгать или по иной
причине не позволяли делать мазок с абсолютной
точностью, он их выбрасывал. Старые кисти
подлежали уничтожению, чтобы они не попадали ему
снова под руку во время работы. На столике лежали
также чистые тряпки, которыми он время от времени
сушил кисти. В ящике и настолике всегда был
порядок. Пустой конец тюбика Ренуар всегда
подворачивал, чтобы при выдавливании точно
регулировать нужное количество выпускаемой
краски. Тщательно вычищенная накануне палитра
была всегда безукоризненно чистой, когда Ренуар
приступал к работе. Он чистил ее мастихином, а
лезвие обтирал бумагой, которую тут же бросал в
огонь. Затем он протирал палитру смоченной в
скипидаре тряпкой, пока на дереве не оставалось
ни малейшего следа красок. Тряпку он тоже сжигал.
Кисти мылись в холодной воде с мылом. Он просил
осторожно обтирать щетину на ладони. Иногда эту
операцию поручали мне, чем я очень гордился.
Ренуар сам дал
описание своей палитры. Я воспроизвожу его
заметку, относящуюся, очевидно, к
импрессионистическому периоду.
"Белила, хром
желтый, желтая неаполитанская, желтая охра, земля
сиенская натуральная, киноварь, краплак,
веронезская зеленая, изумрудная зелень, голубой
кобальт, голубая лазурь, ножик для палитры,
мастихин, скипидар - вот все, что необходимо для
живописи. Желтая охра, неаполитанская желтая и
сиенская земля представляют промежуточные
цвета, без которых можно обойтись, так как
приготовляешь их сам из других красок. Кисти
барсучьи, плоские, из щетины".
Обращает внимание
отсутствие черной, провозглашенной им
"королевой всех красок" после путешествий в
Италию.
В конце жизни он еще
больше упростил свою палитру. Вот порядок, в
котором лежали на ней краски в эпоху картины
"Большие купальщицы" из Лувра, написанной в
мастерской Колетт. Начиная снизу, от отверстия
для большого пальца, лежали белила жирной
"колбаской", за ними неаполитанская желтая,
уже крохотным комочком, как и все краски после
нее, - желтая охра, сиенская земля, красная охра,
краплак, зеленая земля, зеленая веронезская,
голубой кобальт, жженая кость. Такой выбор красок
не был неизменным. В редких случаях Ренуар
пользовался китайским вермийоном, который
помещал между краплаком и зеленой землей.
В самое последнее
время ему случалось обходиться для некоторых
картин одной красной охрой и зеленой землей. Ни
Габриэль, ни я никогда не видели, чтобы он писал
желтым хромом. Скромность употребляемых им
средств поистине поразительна. Крошечные кучки
красок терялись на поверхности палитры, вокруг
каждой из них было пусто. Ренуар пользовался
краской экономно. Ему казалось, что он оскорбил
бы Мюллара, тщательно растиравшего для него
краски, если бы стал перегружать ими палитру, а
потом соскребать и выбрасывать
неиспользованными..."
По материалам из
книги:
Жан Ренуар. "Огюст Ренуар".
Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 1997. - 416 с.