Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
"Богатый любовный
опыт привел Ренуара к тому, что в конце жизни он
создал собственную оригинальную концепцию
любви. "Глупости следует совершать в
молодости, - объяснял он сыну. - Тогда это еще не
так серьезно, так как ты еще не несешь за них
ответственности. Став старше, ты будешь просто
дураком, если, вместо того чтобы развлекаться
живописью, отправишься скучать с проститутками.
Провести ночь с "лягушкой" вовсе не так
забавно, как кажется на первый взгляд. Лучше
заниматься этим пораньше. Позже это становится
бедствием".
Его связь с Алиной
была длительной и завершилась браком, который
стал стержнем его существования на всю
оставшуюся жизнь, хотя она умерла на четыре года
раньше него. В конце 1879 года Ренуар повстречал в
кафе-молочной девушку; кафе "У Камиллы"
находилось как раз напротив его дома, на улице
Сен-Жорж, он часто там обедал, когда бывал в
Париже. Алина часто бывала здесь с матерью. Им
нравилась молочная, хозяйкой была их землячка,
дородная уроженка Бургундии.
Мать и дочь работали
в ателье мод у подножия Монмартра, там одевались
коммерсанты, жившие в этом квартале, и некоторые
проститутки. Швеи неплохо зарабатывали. Госпожа
Шериго была превосходной портнихой, хотя стала
заниматься этим ремеслом довольно поздно. Ее муж,
винодел из Эссуа, что неподалеку от Бар-сюр-Сен,
как-то вечером вышел прогуляться, не сказав ни
слова. Больше его не видели. Измученный
маниакальной чистоплотностью жены, заставлявшей
его разуваться, перед тем как войти в комнаты с
навощенным паркетом, он сбежал в Америку, где
поселился в Северной Дакоте и обзавелся новой
семьей. Ренуар, не любивший тещу, питал особую
симпатию к этому незнакомцу, имевшему мужество
сбежать от зануды жены.
Алина была очень
аппетитной девицей, уже тогда несколько
полноватой, очаровательной болтушкой со
смазливой мордашкой, вздернутым носиком и
прелестным ртом: настоящий ренуаровский типаж!
Он смотрел на нее с обожанием, случалось,
пригласив ее позировать, как рассказывает Жорж
Ривьер, он откладывал кисти в сторону и просто
смотрел - вместо того чтобы писать ее портрет,
объясняя свое поведение следующим образом: "К
чему мучиться?" То, что ему хотелось написать,
уже существовало в реальности!
Сын художника
вспоминает, что Алина, когда у нее было время,
особенно в воскресные дни, позировала Ренуару:
"Я ничего не понимала, но мне нравилось
смотреть на то, как он пишет." "В двадцать
лет, - говорит далее Жан Ренуар, - она уже была
пухленькой, но с осиной талией. Картины, где она
фигурирует, помогают мне вспомнить ее облик. Я
уже упоминал, что Ренуара привлекали женщины
типа "кошечки". Алина Шериго была
совершенством в этом жанре. "Хотелось почесать
ее за ушами!" Целомудренные намеки моего отца
на этот период жизни заставляют меня думать об их
огромной взаимной любви."
Позднее Алина очень
располнела, отяжелев от материнства. К тому же
она была большой лакомкой: сын сохранил
несколько составленных ею рецептов вкуснейших
блюд.
"Завтрак гребцов". 1881 г.
Холст, масло. 128х173 см.
Коллекция Филлипс. Национальная галерея
Вашингтон.
|
"Танец в деревне". 1882-1883 гг.
Холст, масло. 180х90 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
Но в эпоху написания
"Завтрака гребцов"
Алина была настоящим лакомым кусочком, и Ренуар
находил ее восхитительной среди вергилиевых
декораций берегов Сены, поэтому довольно часто
брал ее с собой в ресторан "Фурнез". Она
позировала ему и была подобна цветку среди
зеленых лугов острова Шату, а в промежутках между
поцелуями он изображал ее то в центре
"Завтрака гребцов", то в объятиях своего
друга Поля Лота в "Деревенском
танце".
Потом он пригласил ее с матерью в свою
мастерскую. Однажды, когда госпожа Шериго не без
задней мысли оставила их наедине, произошло то,
что должно было произойти.
Разница в возрасте
заставила Ренуара призадуматься. Не желая
поддаваться влечению, возможно, основанному лишь
на чувственности, он решил дать себе время
подумать, прежде чем идти в мэрию. Алина снова
пошла работать в ателье, а Ренуар отправился в
путешествие, сначала в Алжир, потом в Италию. Лишь
по возвращении, в 1882 году, он решил жениться на
Алине. Извещенная заранее, она встречала его на
Лионском вокзале. С этого момента они больше не
расставались.
Жизнь Ренуара
коренным образом изменилась. Хотя Алина не
делала ни малейших усилий, чтобы удержать его,
Ренуар совсем перестал по вечерам выходить из
дома, бывать в свете, посещать кафе. "Моя мать
многое дала отцу, - писал Жан Ренуар, - душевный
покой, детей, которых он мог писать, и хороший
предлог оставаться дома". "Она помогала мне
размышлять, - говорил Ренуар-старший, - она умела
найти себе такое занятие, чтобы быть рядом со
мной и при этом не мешать мне делать то, что я
задумал".
Хочется вспомнить
еще один ценный отзыв: Алина снискала милостивое
отношение женоненавистника Дега. Заметив ее
как-то на выставке среди огромного скопления дам,
он сказал Ренуару: "Ваша жена выглядит как
королева в обществе циркачек".
В дальнейшем Ренуар
неоднократно писал Алину, например, ее портрет 1885
года и поздний, где она представлена пышной
седовласой матроной, - 1910 года. Изображал он ее и с
детьми - Алина родила Ренуару трех сыновей:
Пьера, Жана и Клода.
Ренуар всегда делил
свою жизнь поровну между семьей и живописью.
Часто они просто сливались воедино. Художник не
только продолжал писать свою жену, но и стал
приглашать позировать нанятых ею служанок, чаще
других - знаменитую Габриэлу; десятки раз Ренуар
изображал ее на своих полотнах, так как ее кожа
"прекрасно впитывала свет". Эта девушка,
одна из кузин Алины, тоже уроженка Эссуа, была
приглашена в качестве няни для Жана, второго сына
Ренуара.
Нежно и ненавязчиво
заботясь о муже, Алина сама посоветовала ему
снять помещение для мастерской отдельно от
квартиры, чтобы детские крики не мешали ему во
время работы, она же сумела создать вокруг него
теплый, почти замкнутый мирок, делавший его
вполне счастливым. Благодаря жене он
познакомился с Эссуа, ее родной бургундской
деревней, куда впоследствии часто возвращался и
даже оборудовал огромное помещение риги под
мастерскую; полюбил общество деревенских
жителей и многочисленных родственников своей
жены, в основном занимавшихся виноделием.
Алина ушла из жизни
раньше Ренуара, в 1915 году после сердечных
потрясений, испытанных ею за раненого сына Жана,
которому собирались ампутировать ногу. Сына она
спасла. На могильной плите Ренуар сначала хотел
поставить скульптурную композицию
"Материнство", использовав композицию одной
из своих картин, но затем остановился на
скульптурном бюсте жены. Сейчас, на кладбище в
Эссуа, на родине Алины, Ренуар покоится рядом с
женой."
По материалам из
книг:
1. Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь
импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. -
М.: Мол.гвардия, 1999. - 301[3]с.
2. М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара".
- М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.