В 1877-1878 годах Ренуар создает три
портрета актрисы театра Комеди Франсез Жанны
Самари, причем каждый портрет и композицией, и
колоритом, и даже своими размерами существенно
отличается друг от друга. Очаровательная актриса
не только понравилась художнику. Он почувствовал
в ее внешности, в ее характере что-то
привлекательное, то, что можно представить
только кистью. И именно такой кистью и такими
красками, которыми писал Ренуар.
Жанна Самари жила
недалеко от мастерской Ренуара и приходила к
нему позировать для своих портретов, правда, быть
может, небольшой портрет, хранящийся в театре,
мог быть написан у нее дома. На сеансы она
приходила довольно свободно и иногда пропускала
их, что огорчало и сердило художника. Портрет
актрисы в рост Ренуар писал параллельно с портретом
мадам Шарпантье с детьми, и обе эти работы
Ренуар выставил в Салоне.
Возможно, что у
мадам Шарпантье Ренуар и познакомился с
актрисой. Об этом упоминает и Жан Ренуар в своей
книге. Вот что он пишет: "Поговорим о Жанне
Самари. Передо мной репродукция, с ее большого
портрета. Как обидно, что я не знал ее! В ней
воплощен весь театр: тут все оттенки
благородного авторитета и робости перед
публикой... Вечером в чудесном белом платье и
театральном гриме она становилась королевой...
Ренуар встретил Самари у Шарпантье...Самари жили
на улице Фрошо... Направляясь к Самари, Ренуар
поднимался по улице Анри-Монье, пересекал улицу
Виктор-Массе и, обменявшись приветствием с
консьержкой, бегом поднимался по лестнице и
звонил. Актер Дориваль рассказывал со слов
Муни-Сюлли, который слышал это от самой Самари,
что Ренуар так торопился приступить к работе, что
не успевал даже поздороваться. Комната была
хорошо освещена только с часу до трех, так как
квартира выходила окнами на запад и восток.
Однако обращенные на восток комнаты были очень
маленькими. И, напротив, в гостиной нельзя было
писать после трех, потому что ее освещали лучи
заходящего солнца. Почему он упорствовал и
работал в таких скверных условиях? Вероятнее
всего, он переживал фазу внутренней борьбы между
природой и мастерской, ему хотелось передать
модель во всем беспорядке интимной обстановки,
как порой ему необходимо было наблюдать ее при
свете рампы. Поэтому он посещал Комеди Франсез.
"По-видимому, мне здорово хотелось ее видеть!
Вот уж место, где на всем печать скуки... По
счастью, она часто играла в пьесах Мюссе!"
Ренуар сделал несколько эскизов с Самари в доме
ее родителей. Маленький портрет из коллекции
театра Комеди Франсез написан, вероятно, там. Для
большого портрета, находящегося в России, он
заставил ее приходить в мастерскую на улице
Сен-Жорж. "У них меня слишком баловали. Ее мать
обожала пирожные, и после сеанса меня пичкала ими
под разговоры Жанны, которая была очаровательной
собеседницей. Это так приятно - естественный, без
претензий, женский голос".
Из этих строк сына
художника, а также судя по самым знаменитым
портретам актрисы, чувствуется большая взаимная
симпатия, которая объединяла эти два таланта и
два характера. Ренуар работал над портретами
актрисы с огромной самоотдачей, выражая душевное
волнение, восхищение, вызванные обликом и
талантом этой очаровательной женщины. Жанна
Самари как-то заметила: "Ренуар не создан для
брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых
пишет, через прикосновение своей кисти".
Три портрета Жанны
Самари выстраиваются как бы в музыкальный
ряд,когда от тихого звучания мелодия постепенно
переходит к сильным и торжественным аккордам.
Так и портреты Ренуара представляют Жанну Самари
сначала почти прозаичной и скромной на маленьком
портрете, хранящемся в Комеди Франсез, затем
изящной и изысканной на портрете из московского
собрания, и великолепной в парадном костюме - на
портрете в рост из собрания Эрмитажа.
На первом портрете
Жанна Самари написана в простой темной кофте с
маленьким воротничком и большим красным бантом
на груди. Кажется, будто Ренуар стремился
написать ее черты менее привлекательными, чем
они были на самом деле, но сквозь эту будничность
он хотел дать почувствовать зрителям
непосредственность и живой темперамент
артистки. Поскольку в этом же 1877 году Ренуар
взялся писать следующий портрет Жанны, можно
предположить, что первый портрет его не
удовлетворил.
Портрет Жанны
Самари из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина в
Москве можно считать одним из лучших портретов
Ренуара. Его также называют одним из наиболее
импрессионистических портретов во всем его
творчестве. Так именно написано в прекрасно
изданной Альбертом Скира в 1954 году книге
"Ренуар". Этот небольшой портрет стал и
одной из самых известных и привлекательных
картин музея, хотя некоторые искусствоведы
иногда считают ее даже не самостоятельной
работой, а подготовительным этюдом к большому,
парадному портрету Жанны Самари.
Чем же особенно
привлекателен небольшой портрет Жанны Самари?
Почему не хочется придавать значение сомнениям:
этюд ли это или завершенная живописцем
портретная композиция? Наверное, потому, что
портрет как-то сразу завоевывает расположение
зрителей и становится необычайно мил и дорог. А
возможно еще и потому, что и сама актриса Комеди
Франсез Жанна Самари и очарованный ею художник
одинаково увлеченно и радостно воспринимали
окружающий мир. И это взаимопонимание художник
смог передать в небольшой картине.
Ренуар в этом
портрете пошел на поразительные контрасты и
такую свободу нанесения красок на холст, которые,
бесспорно, шокировали или повергали в яростное
негодование публику, критиков и художников,
воспитанных на академической манере письма.
Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь
осмелился писать портрет, используя в качестве
основных цветом, составляющих колорит картины,
активные розовые и зеленые краски. Ренуар
беззаботно сопоставляет их, нанося на холст
мелкими, разделенными мазками. Если внимательно
всмотреться в цвет открытого платья, то можно
увидеть разнообразие мельчайших оттенков
зеленой краски, нанесенных самым свободным
образом. То же можно сказать и о розовом фоне
картины, который в правой части холста обогащен
энергично положенными мазками синей краски,
причем она лежит поверх розового цвета, почти
небрежными загогулинами. Но все это, взятое
вместе и увиденное на некотором расстоянии от
холста, производит свежее и гармонично
согласованное в цвете впечатление. На портрете
из московского музея Жанна Самари изображена в
открытом летнем зеленовато-голубом платье,
плотно облегающем стройную фигуру. На розовом
фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат
теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на
свою руку и застыла перед зрителями. Ее короткие
рыжевато-золотистые волосы чуть разлетаются в
разные стороны. Жанна смотрит открыто и
непринужденно, а зрителей не перестает восхищать
очарование актрисы и мастерство художника.
В 1878 году Ренуар
пишет третий портрет Жанны Самари, где она
представлена в полный рост в прекрасном вечернем
платье с огромным шлейфом, глубоким декольте и
обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя
белыми перчатками. Фигура артистки, стянутая в
талии тонким золотым пояском, написана на фоне
богатого театрального интерьера, украшенного
коврами и пальмой на массивной декорированной
металлической подставке.
Манера письма
Ренуара изменилась, стала более гладкой, краски
плавно переходят от одного тона к другому. Ее
лицо нарисовано в анфас, фигура артистки чуть
наклонена так, что зритель ощущает ее
приближение. Ренуар написал Жанну Самари
поразительной красавицей. Ее рыжеватые волосы
обрамляют лицо с темно очерченными дугами
бровей, изумительной синевы глазами, прекрасными
линиями носа и губ. Причем Ренуару удалось
передать в выражении ее лица ту привлекательную
шаловливость, озорство и непосредственность
выражения мыслей и чувств, которые были
свойственны ее душевному облику и ее
сценическому дарованию. Художник открыл
многогранность внутреннего и внешнего облика
Самари и этой работой завершил серию ее
портретов.
По материалам из
книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". -
М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.
|