Термины
А Б В Г Д Ж З И К
Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я
Р
Ракурс
(от франц. raccourci-сокращение, укорачивание) -
сокращение размеров и формы изображенных
предметов и фигур при их удалении от глаз по
законам линейной перспективы. Как правило,
ракурс применяется к тем объемам, которые в целом
или по частям рассматриваются с неожиданных
точек зрения или в необычных поворотах (снизу
вверх, сверху вниз, при сильном приближении и т.
д.). Смелыми и рискованными ракурсами любили
пользоваться импрессионисты, разрушая
традиционные правила композиции (Э.Дега, Г.Кайботт
и др.).
Рама
(франц. cadre, англ. frame, нем. Rahmen) - чаще
прямоугольное, реже овальное, круглое или
многоугольное оформление картины по периметру.
Основное назначение рамы - отделить изображение
от окружения, придать работе композиционную
завершенность и сосредоточить внимание зрителя
на полотне. Рама возникла вместе с картиной в XIV в.
и составляла с ней единое смысловое и
декоративное целое, так как алтарная рама
представляла собой подобие позолоченного
готического храма. Затем отношение между рамой и
картиной и сам внешний вид рамы претерпевали
значительные изменения. Но рама продолжала
сохранять свой золотой цвет иконного фона.
Импрессионисты впервые стали окрашивать рамы в
светлые тона (белый, желтый, розовый, фиолетовый).
Рефлекс
(от лат. reflexus-отраженный) - термин, обозначающий
отсвет цвета и света на поверхности предмета, падающий от
окружающих объектов, например неба или соседних
предметов. Точная фиксация рефлекса помогает
более полно передать объем, показать богатство
цветов и оттенков изображаемой натуры,
вызванное их сложной взаимосвязью. Проблема
рефлекса решалась в живописи уже в творчестве Л.
да Винчи, но все ее многообразие предстало перед
живописцами в связи с задачами пленэра.
Ее решение приобрело систематический характер у импрессионистов, особенно в пейзажах К.Моне.
Ритм
(греч. rhythmos, от rheos - поток) - повторение
соизмеримых элементов в рамках одного
произведения, мощное выразительное средство,
отражающее в пространственных чередованиях
присущие природе временные и пространственные
закономерности, взаимосвязи,
динамику движения. Ритм может быть монотонным,
размеренным или нарушаться специальными
акцентами или пропусками повторяющихся деталей.
Ритмика художественного произведения может быть
явной (в архитектуре) или скрытой и проявляться,
например, в сложном и напряженном взаимодействии
теплых и холодных тонов (П.Сезанн) или наделенных внутренней энергией мазков
живописца (В. Ван Гог).
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.