А Б В Г Д Ж З И К
Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я
Н
"Наби",
"Набиты" (франц. nabis - пророки от др.-евр.
наби - пророк) - группа художников, существовавшая
в конце 1880-х - начале 1900-х гг. в Париже. В нее
входили такие известные живописцы, как П.Боннар,
Э.Вюйар, М.Дени, П.Серюзье, П.Рансон, К.Руссель и
др., а также график Ф.Валлоттон и скульптор А.
Майоль.
Под влиянием достижений постимпрессионизма особенно творчества П.Гогена
они разработали вариант стиля модерн,
близкий к символизму. Главным средством выражения набидов
был цвет.
Их работы отличались декоративной обобщенностью
форм, причудливые ритмы которых напоминали звучание
музыкальных инструментов.
В композиции использовали характерное для
постимпрессионизма плоскостное изображение натуры и четкий широкий контур.
Назарейцы
(от нем. Nazarener - название прически с длинными
волосами) - группа немецких и австрийских
художников-романтиков, которая в 1809 г. образовала
"Союз св. Луки".
Полуироническое название
объединения появилось от традиционного
наименования прически с длинными волосами
"алла назарена", известной по автопортретам
А.Дюрера.
Одним из основателей братства назарейцев стал
Ф.Овербек, который вновь ввел в моду прическу
"алла назарена".
С 1810 г. назарейцы в составе П.Корнелиуса,
Ф.Овербека, Ф.Пфорра, Ю.Кнорр фон Карольсфельда и
др. обосновались в старом заброшенном монастыре
Сан-Исидоро, где они жили на манер средневековых
религиозных братств и художественных артелей.
Назарейцы поставили перед собой высокую цель
возродить духовность в искусстве, которая, как
они считали, не сохранилась в живописи Нового
времени. Поэтому образцами для подражания они
выбрали полотна А.Дюрера, Перуджино и ранние
работы Рафаэля. Однако произведения назарейцев,
как отдельные так и коллективные, например
росписи в доме Бартольди в Риме 1816-17 гг. (ныне
Национальная гaлерея Берлина), несут на себе
оттенок холодной стилизации. В 1820-х гг. группа
начала постепенно распадаться, и к концу 1830-х гг.
почти все ее участники вернулись на родину.
Натура (от
лат. natura - природа) - предметы и явления
окружающего мира, а также люди и живые существа,
которые могут служить художнику в качестве
модели.
Непосредственно и целиком с натуры выполняются
наброски, зарисовки, этюды, полностью или
частично с натуры пишутся портреты, пейзажи и натюрморты. Тщательное изучение натуры может
происходить как в естественных условиях (пленэр),
так и в условиях мастерской при работе с
натурщиком.
Натюрморт
(франц. nature morte, англ. still life, нем. Stilleben) -
жанр изобразительного искусства,
воспроизводящий неодушевленные предметы,
размещенные в реальной бытовой среде и
объединенные, созданным художником контекстом.
Изображение предметов может быть реальным или
фантастическим, иллюзионистическим, наделенным
особым символическим смыслом.
Еще античные и средневековые художники любили
изображать предметы, но первым натюрмортом,
отвечающим всем критериям жанра, считается
картина венецианского мастера Якопо де Барбара
(1504).
Расцвет жанра падает на ХVII в.: пышностью форм и
богатством красок отличаются изображения даров
природы на картинах фламандцев Ф.Снейдерса,
Я.Фейта, простота и величие композиции выделяет
работы испанских мастеров Ф.Сурбарана,
Х.С.Котана, но особенно разнообразен и изыскан
голландский натюрморт, окутанный атмосферой
домашнего уюта (П.Клаас, В.Хеда, В.Калф, А.Бейерен).
Мастером натюрморта во Франции в XVIII в. был
Ж.Б.Шарден, лаконичные и простые по композиции
работы которого утверждали красоту, гармонию и
достоинство обыденной жизни.
Творчество художников XIX в. значительно
расширяет привычные рамки жанра: О.Домье
наделяет свои натюрморты острым социальным
звучанием; прозрачность и воздушность полотен Э.Мане
подчеркивают изменчивую красоту мира;
конструктивный и синтетический художественный
язык П.Сезанна, обладающий монументальностью и
философским смыслом, использует цвет для
создания почти скульптурной объемной формы;
экспрессивный мазок и символика ярких цветовых пятен В.ван Гога заставляют заговорить самые обычные
вещи. Натюрморт ХХ в. отмечен разнообразными
художественными экспериментами, цель которых -
выявление многоаспектности и геометрической
структуры предметов материального мира (кубисты
П.Пикассо и Ж.Брак во Франции, В.Е.Татлин,
Л.С.Попова в России).
Многие художники через изображение предметов
пытались выразить собственное понимание мира и
собственной личности (участники объединения "Голубая роза" П.В.Кузнецов и М.С.Сарьян; члены
группы "Бубновый
валет"
П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Куприн и
Р.Р.Фальк; А.Матисс во Франции, Дж.Моранди в
Италии).
Неоимпрессионизм
(от франц. neo-impressionnisme) - течение в живописи,
возникшее во Франции примерно в 1885 г. Крупнейшими
представителями этого течения являются Ж.Сёра
и П.Синьяк,
которые создали художественную технику дивизионизма. Французские неоимпрессионисты и их
последователи продолжали традиции позднегo импрессионизма. Используя прием разложения тонов
на чистые цвета, они пытались в искусстве применить
открытия, сделанные в области оптики. Вместе с
тем они старались отойти от фрагментарности и
случайности, характерной для импрессионистов,
стремились к плоскостно-декоративному созданию пейзажей и многофигурных картин-панно.
Проводимое ими оптическое смешение чистых тонов
спектра приводило, с одной стороны, к ощущению
ослепительно белого света, а с другой стороны, к
словно выцветшему белесому колориту.
Неоклассицизм,
неоклассика - термин, обозначающий
различные направления в искусстве, возникшие
после классицизма ХVII в., ориентирующиеся на
классические образцы искусства Древней Греции,
Древнего Рима и Возрождения и имевшие целью
сделать их критерием современного искусства.
Чаще всего термин "неоклассицизм"
применяется для обозначения течения внутри
стиля модерн, раннего функционализма и раннего
авангардизма первой четверти ХХ в.
Нюанс
(франц. nuance) - то же, что оттенок.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.
|
Коллекция
Жизнь
и
творчество
О
картинах
Термины
Музеи
Литература
Ссылки
Гостевая книга
Вебмастер |