Термины
А Б В Г Д Ж З И К
Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я
П
Палитра
(франц. palette) - совокупность красок, которыми
пользуется художник при создании живописного
произведения.
Панно (франц.
panneau) - живописное произведение, служащее для
украшения стены, потолка архитектурного
сооружения, выполненное на холсте маслом или
темперой вне предназначенного ему места.
Пастель
(франц. pastel, итал. pastello, от pasta - тесто) - цветные
карандаши без оправы, сформованные из красочного
порошка, а также живопись и рисование ими. Пишут
пастелью по шероховатой поверхности бумаги,
картона, по грунтованному холсту и т.д. Причем
начинают жесткими карандашами, а заканчивают
мягкими. Красочный порошок растушевывают
пальцами или специальной растушкой.
Работы, выполненные пастелью, отличаются
бархатистой матовой поверхностью красочного
слоя, звучным и чистым цветом, мягкостью красок,
долго сохраняющих первоначальную свежесть.
Среди импрессионистов своим увлечением пастелью
выделялся Э.Дега.
Пастозность
(от итал. pastoso - тестообразный) - художественный
прием, выражающийся в утолщении красочного слоя
в результате нанесения густых мазков непосредственно на грунт или на уже
просохшие слои.
Пастозность проявляется в рельефности,
неровности красочного слоя, в пластичном мазке и
служит для подчеркивания материальной стороны
предмета и придания динамизма композиции.
Пейзаж
(франц. paysage, англ. landscape, нем. Landschaft) - жанр
изобразительного искусства или отдельные его
произведения, показывающие природу и окружающую
человека среду. В зависимости от того, на чем
сосредоточено внимание художника, и характера
изображения выделяют сельский, городской,
архитектурный, индустриальный пейзаж, к особой
разновидности пейзажа относятся изображения
водной стихии - морской (марина) и речной пейзажи.
Кроме того, пейзаж может быть историческим,
показывающим облик Земли в прошлом или
отражающим вечные законы развития природы, - и
фантастическим, основанным на воображении
художника.
Большое распространение получил космический,
или астральный, пейзаж - реально увиденное с
Земли или придуманное звездное пространство, а
также изображения планет и других космических
объектов.
Начиная с XVI в. пейзаж оформляется в
самостоятельный жанр и появляются его основные
разновидности: лирический, героический,
документальный пейзаж. Это связано с творчеством
таких художников, как П. Брейгель в Нидерландах,
А.Альтдорфер в Германии, П.Рубенс во Фландрии,
Я.ван Гойен, Рембрандт, Я.ван Рёйсдал в Голландии,
Н.Пуссен, К.Уоррен во Франции, Ф.Гварди в Италии.
Основное завоевание XIX в. в области пейзажа - пленэр
- привело к возникновению импрессионизма (французы Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар), открывшего новые возможности в
передаче пространства, изменений световоздушной среды, сложной цветовой гаммы. Ведущие пейзажисты конца XIX-начала
ХХ в. (П.Сезанн, В.Ван Гог, А.Матисс во Франции, М.С.Сарьян в
Армении, А.И.Куинджи, Н.К.Рерих в России) пытаются
решить сложные философские проблемы, расширяют
эмоциональные и ассоциативные качества
пейзажной живописи
Пленэр
(франц. plein air, букв. открытый воздух) - передача в
живописи изменений, происходящих в природе в
естественных условиях, под действием солнечного
света, воздуха и атмосферных явлений.
Пленэрная живопись, в отличие от работы в
мастерской, занимается изучением окружающей
среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов,
нюансов, теней, наблюдаемых на открытом воздухе.
Ее основные признаки - светлый колорит, чистый
сияющий цвет, ощущение световоздушной
среды и т.д.
Расцвет пленэрной живописи падает на XIX в.
Особого успеха в пленэризме добились Дж.Констебл
в Англии, К.Коро и художники-барбизонцы
во Франции, С.Ф.Щедрин и А.А.Иванов в России.
Однако самая последовательная и тщательная
разработка проблем пленэра принадлежит импрессионистам, у которых свет и воздух приобретают
важное самостоятельное значение.
Понт-Авенская
группа (франц. Pont-Aven, от pont - мост и Aven -
название реки) - объединение французских постимпрессионистов.
Понт-Авен - небольшая бретонская деревушка на
севере Франции, известная своим тихим
патриархальным укладом и живописными пейзажами.
На протяжении многих лет она привлекала
художников из разных стран Европы. В 1886 г. туда
приехал П.Гоген, чтобы отдохнуть от шумной суеты
Парижа. В 1888 г.за ним последовали Э.Бернар,
Л.Анкетен, П.Серюзье и Я.Веркаде. Вместе со своим
учителем художники очень много работали над
созданием особого синтетического стиля, который
позволил бы им отойти от слишком натурального, по
их мнению, стиля импрессионистов.
Работы, написанные в это время, положили начало
синтетическому "живописному символизму"
П.Гогена и "клуазонистическому" стилю подражавшего ему Э.Бернара.
После отъезда П.Гогена на Таити в 1891 г.
понт-авенская группа фактически распалась.
Портрет
(англ., франц. portrait, нем. Bildnis) - жанр
изобразительного искусства, показывающий одного
человека или группу людей. Основным условием
всякого портрета является передача
индивидуального сходства, как внешнего, так и
внутреннего. Кроме того, изображая свою модель,
художник наделяет ее типичными чертами,
признаками эпохи и социальной среды.
По характеру изображения различают парадные (в
полный рост) и камерные (поясные, погрудные,
оплечные) портреты. Разновидностью камерного
является интимный портрет, выражающий особенно
доверительные отношения между художником и
портретируемым лицом.
Фигура в парадном портрете изображается на
архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном -
на нейтральном.
Портрет, в котором модель представлена в образе
литературного, театрального, аллегорического,
мифологического или исторического персонажа,
называется костюмированным. Он может быть
аллегорическим, мифологическим, историческим.
По количеству портретируемых на одном холсте
различают двойной и групповой
портрет. Если же два
лица изображены на разных холстах, но для полотен
характерно единство композиции, формата и
колорита, такие портреты называются парными.
Несколько портретов, изображающих умерших и
здравствующих членов одного рода, образуют
портретные галереи. По размеру портреты делятся
на станковый "в натуру", малоформатный,
миниатюрный и т. д.
Особую группу составляют автопортреты - изображение художником самого себя.
Жанр портрета - один из древнейших в истории
живописи, так как в далеком прошлом он имел
культовое значение и отождествлялся с душой
умершего человека. В античном мире были созданы
настоящие шедевры этого вида искусства,
идеализированного в Древней Греции и
проникающего в самую суть личности в Древнем
Риме. В средние века изображение человека
регламентировалось строгими канонами и
традициями. В эпоху Возрождения происходит
становление портретного жанра,
характеризующегося гуманистической верой в
человека и глубоким пониманием его духовной
жизни (Я. ван Эйк в Нидерландах, Донателло, Л. да
Винчи, Рафаэль, Тициан в Италии, А.Дюрер,
Х.Хольбейн в Германии).
XVII-XVIII вв. отмечены интересом к психологии,
внутреннему миру человека (Ф.Халс, Д.Веласкес,
Ф.Гойя в Испании, М.К.Латур, А.Гудон во Франции,
Т.Гейнсборо в Англии, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий,
Ф.И.Шубин в России). В XIX в. внимание художников
привлекали люди, отличающиеся силой духа и
живущие на пределе чувств и эмоций (Т.Жерико, Д.Энгр,
Э.Мане, В.Ван Гог во Франции, О.А.Кипренский,
И.Н.Крамской, И.Е.Репин в России).
В ХХ в. интерес к личности портретируемого
сохраняется, однако отступает на второй план
перед стремлением художника выразить свое
понимание мира (П.Пикассо, А.Модильяни, А.Бурдель
во Франции, В А.Серов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров,
П.Д.Корин, С.Д.Лебедев в России).
Постимпрессионизм
(франц. postimpressionisme) - термин, обозначающий основные
направления французской живописи на рубеже XIX-ХХ
вв., возникшие за импрессионизмом и провозгласившие неприятие его художественного метода. Отправной точкой в истории
постимпрессионизма считается середина 1880-х гг.
Именно в это время состоялась последняя выставка
импрессионистов и был опубликован "Манифест символизма" (1886) французского поэта Ж.Мореаса.
Многие из приверженцев постимпрессионизма в
прошлом примыкали к импрессионизму, но
постепенно они стали пытаться выразить новыми
средствами не сиюминутное и преходящее в жизни,
как это было у их предшественников, а длительное
и наиболее существенное в материальном и
духовном состоянии натуры.
Период постимпрессионизма характеризуется
взаимодействием разнообразных творческих
систем как отдельных художников, так и целых
направлений. Так, П.Сезанн стремился отразить устойчивость и
материальность окружающего мира. Голландский
художник В.Ван Гог, выйдя на сверхчувственную
выразительность формы и цвета, предвосхитил
появление экспрессионизма.
П.Гоген
в полотнах, посвященных быту и легендам
Полинезии, пытался воплотить мечту о гармонии
мира, о поэтическом единении человека и природы,
проложив путь символизму и модерну. Его учениками и последователями
стали художники образованной им Понт-Авенской школы и участники группы "Наби" (М.Дени, П.Серюзье, Э.Вюйар, П.Боннар и
др). А.де Тулуз-Лотрека можно считать
предшественником линейно-живописного строя и
декоративной стихии стиля модерн. К
постимпрессионизму относится и неоимпрессионизм с его опытами с цветом (Ж.Сёра,
П.Синьяк
и др.).
Пуантилизм
(от франц. pointiller - писать точками) - письмо
раздельными мазками в виде точек, мелких квадратов или
прямоугольников. Нанесенные таким образом на
холст чистые краски оптически смешиваются в
глазах зрителя и образуют красочное живописное
полотно. Примерами виртуозного использования
пуантилистической техники могут служить
интенсивные, контрастные по колориту пейзажи П.Синьяка
и А.-Э.Кросса, тонко нюансированные и очень
искусно построенные обобщенные картины Ж.Сёра,
портреты и жанровые объемно-пространственные композиции Т. ван Рейселберге и Дж.Сегантини.
Пуризм (от
франц. pur - чистый, от лат. purus - чистый) -
направление во французском изобразительном
искусстве 1920-х гг.
Крупнейшие представители пуризма - А.Озанфан и
Ш.Э.Жаннере (Ле Корбюзье) - в манифесте "После
кубизма" (1918) заявили о необходимости создать
новое декоративное искусство, отличительными
чертами которого были бы предельно простая форма
и минимальное присутствие деталей. Образцом для
подражания они провозгласили машину, призывая
художников отказаться от субъективного
произвола в изображении действительности и в
своем стремлении к пластическому совершенству.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.
|
Коллекция
Жизнь
и
творчество
О
картинах
Термины
Музеи
Литература
Ссылки
Гостевая книга
Вебмастер |