Термины
А Б В Г Д Ж З И К
Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я
Ф
Фактура
(лат. factura - обработка, строение) - характер
поверхности и ее воспроизведение в
художественном произведении. Фактурные
особенности зависят от физических свойств натуры
(яркие природные краски передаются в живописи
более густыми рельефными мазками), от назначения и размеров
произведения (фактура эскиза или этюда более
свободная, чем фактура картины). В XVI - XVIII вв.
художники отдавали предпочтение гладкой,
"скрытой" фактуре живописи, а в XIX - ХХ вв. они
открыли для себя "явную" фактуру, используя
для ее создания широкий мазок и неровно
нанесенные слои краски.
Фовизм
(от франц. fauve-дикий), "дикие" - направление во
французском искусстве начала ХХ в., крупнейшими
представителями которого были А.Матисс, Ж.Руо,
А.Дерен, А.Марке, М.Вламинк, Ж.Брак, Р.Дюфи, О.Фриез,
Ж.Фландрен, К. ван Донген. Впервые фовисты громко
заяви ли о себе на парижской выставке 1905 г.
Публика была шокирована настоящей вакханалией
цвета, "дикой" выразительностью кричащих
красок, что и послужило причиной возникновения
столь странного названия.
Имеющая декоративную
направленность
живопись фовистов отличается преимущественным
использованием насыщенных чистых цветов,
контрастным сочетанием хроматических
плоскостей, заключенных в темный широкий контур,
обобщенностью формы, лишенной объема
и данной вне законов линейной перспективы.
Некоторые черты, непосредственно присущие
фовизму, объединяли его с одновременно возникшим
с ним экспрессионизмом.
Фон
(франц. fond, букв. - дно, глубинная часть) - задний,
пространственный план композиции. Он может быть нейтральным (лишенным
какого-либо изображения) или включать в себя
элементы пейзажа, интерьера, орнамент и т.д.
Футуризм
(от лат. futurum-будущее) -
литературно-художественное направление в Италии
и России начала ХХ в. Его появление было
ознаменовано опубликованием в 1909 г. "Манифеста
футуризма" итальянского поэта Ф.Т.Маринетти.
В следующем году Ф.Т.Маринетти оказался во главе
группы художников, полностью разделявших его
взгляды: У.Боччони, К.Карра, Л.Руссоло,
Дж.Северини, Дж.Балла.
В своих многочисленных программных документах
футуристы полностью отвергали завоевания
традиционной культуры и все свои помыслы
обращали в будущее, связывая их с развитием
индустриальной эпохи все ускоряющихся темпов
жизни.
Творчество футуристов во многом обусловлено
влиянием кубизма, но они отвергали его
основополагающий принцип анализа формы и
стремились к непосредственному эмоциональному
отображению окружающего их мира высоких
скоростей.
Футуристы разработали особый тип картины, так
называемые "энергетические" композиции, представляющие собой раздробленные
на фрагменты геометрические фигуры и
пересекающие их острые углы. Один из основных
принципов их построения - симультанность,
одновременное представление различных моментов
движения.
Футуристы выдвинули идею открытого произведения
искусства, которое включает в себя реальное
пространство и охватывает зрителя со всех сторон
(пластико-динамические комплексы Дж.Балла).
После первой мировой войны движение футуристов
идет на спад, но в 1920-х гг. его принципы
возрождаются в движении "второго футуризма"
(Э.Прамполини, Ф.Деперо).
В России футуризм был представлен
кубофутуристическими работами Д.Д.Бурлюка и
О.В.Розанова.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.
|
Коллекция
Жизнь
и
творчество
О
картинах
Термины
Музеи
Литература
Ссылки
Гостевая книга
Вебмастер |