А Б В Г Д Ж З И К
Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я
Б
Барбизонская
школа -
объединение французских живописцев,
положивших начало реалистическому пейзажу.
Своим названием она обязана небольшой
французской деревушке Барбизон, расположенной
близ леса Фонтенбло, где в 1830-1860-е rr. любили
работать художники этой группы. Излюбленными
мотивами их творчества были обыденные,
повседневные пейзажи, в которых они стремились
передать разнообразные состояния природы,
вибрацию света и воздуха. Работая с натуры,
барбизонцы обращали особое внимание на фиксацию
непосредственного впечатления, разрабатывали
методику тональной живописи, богатой световыми и
цветовыми нюансами и валёрами. Своим творчеством они доказывали
эстетическую ценность национального ландшафта.
К барбизонцам принадлежали Ж.Дюпре, Т.Руссо,
Н.Диаз де ла Пенья, полотна которого наиболее
точно соответствовали героико-романтической
линии пейзажной живописи XIX в., а также Ш.Добиньи,
занимавшийся детальной разработкой проблемы
передачи световоздушной
среды, и К.Труайон,
включавший в пейзаж анималистический и жанровый стаффаж.
К барбизонцам были близки Э.Делакруа,
Т.Жерико, К.Коро, Ж.Ф.Милле. Традиции Барбизонской
школы оказали огромное влияние на дальнейшее
развитие французского реалистического пейзажа,
а также на развитие пейзажной живописи в
европейских странах (И.Б.Ионкинд в Нидерландах,
М.Мункачи в Венгрии и др.) и России (А.П.Боголюбов,
Ф.А.Васильев, А.К.Саврасов и др.). Искусство
мастеров этого направления сыграло огромную
роль в становлении и развитии импрессионизма во Франции.
Блик (нем.
Blick) - отблеск света. По шкале градаций светотени,
используемой в живописи и графике, блик - это
самое яркое световое пятно, лежащее на
выступающих участках предмета, обращенных в
сторону непосредственного источника света.
Характер блика в живописи зависит от нескольких
основных факторов: в первую очередь от силы
света, а также от формы и фактуры изображаемого
предмета, так как разные материалы и поверхности
по-разному отражают или поглощают световые лучи.
"Бубновый
валет" - объединение московских
живописцев, в состав которого входили В.Д. И
Д.Д.Бурлюки, Н.С.Гончарова, П.П.Кончаловский,
А.В.Куприн, Н.И.Кульбин, М.Ф.Ларионов, А.В.Лентулов,
К.С.Малевич, И.И.Машков, В.В.Рождественский,
Р.Р.Фальк и др. Свое название, содержащее протест
против претенциозных изысков, оно получило после
одноименной выставки, организованной в 1910 г. его
членами (старинное французское толкование
игральной карты "бубновый валет", что
означает "плут, мошенник").
Искусство художников, входивших в группy,
представляло собой своеобразную реакцию на импрессионизм и развивалось в значительной степени
как его эстетическая антитеза. Но именно
открытия импрессионистов послужили основой их
понимания художественной формы, в частности
самоценности цвета. Стоящие перед ними задачи художники
решали, в основном используя приемы постимпрессионизма (русский сезаннизм), фовизма, кубизма, а также русского народного
искусства (изразцы, росписи, лубок и т. д.). Их
излюбленными жанрами были пейзаж, портрет и натюрморт. Основные проблемы были связаны с
передачей объема на плоскости и построением
формы с помощью цвета, что способствовало
выявлению материальной сущности изображаемой натуры.
Члены общества занимались организацией
выставок, где представляли не только свои работы,
но и картины В.В.Кандинского, А.Г.Явлинского,
живших в Мюнхене, французских художников
Ф.Валлоттона, Ж.Брака, К.Ван Донгена, А.Глеза,
Р.Делоне, А.Дерена, А.Марке, А.Матисса, П.Пикассо,
А.Руссо, П.Синьяка и др.
В 1917 г. объединение распалось, после того как из
него вышли сначала В.Д. и Д.Д.Бурлюки,
Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, К.С.Малевич (1911),
склонные к примитивизму, кубофутуризму и
абстракционизму и организовавшие свою выставку
под названием "Ослиный хвост", а затем
П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, А.В.Лентулов,
И.И.Машков, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк,
тяготевшие к традиционным приемам станковой
живописи (1916-1917).
Бытовой жанр
(франц. genre, нем. Sittenbild), жанровое искусство - один
из жанров изобразительного искусства, основными
темами которого являются сцены из повседневной,
частной и общественной жизни человека, из
крестьянского и городского быта. Истоки жанра
уходят в глубокое прошлое (наскальные писаницы,
росписи и рельефы Древнего Востока, античная
вазопись, средневековая житийная икона и
миниатюра, декор буддийских храмов и росписи
храмов Древней Америки).
Его основные черты сложились в XIV, XV вв., а начиная
с XVI в. он стал самостоятельным видом искусства
благодаря творческой деятельности многих
европейских художников (П.Брейгеля в
Нидерландах, Микеланджело да Караваджо в Италии).
Прекрасные образцы этого жанра в XVII в.
продемонстрировали фламандцы П.Рубенс,
Я.Иорданс, А.Брауэр, Д.Тернис, малые голландцы
братья А.и И.Остаде, Г.Терборх, Я.Стеен, Я.Вермеер
Делфтский, француз Л.Ленен. Дальнейшее развитие
жанра было связано с изысканными и слегка
ироничными галантными сценами и картинами
домашней жизни, представленными французскими
живописцами XVIII в. А.Ватто, Ф.Буше, Ж.Б.Шарденом,
О.Фрагонаром, с уютными интерьерами на полотнах представителей
немецкого, австрийского, русского бидермайера и
романтизма XIX в.
В середине XIX в. в бытовом искусстве прочно
утвердились демократические идеалы и
социально-критическая направленность в
изображении общественных отношений и бытовых
ситуаций, связанные с именами О.Домье, Г.Курбе,
Ж.Ф.Милле во Франции, А. Менцеля в Германии,
А.Г.Венецианова, П.А.Федотова, В.Г.Перова,
И.Е.Репина и художников-передвижников в России.
На рубеже XIX-ХХ вв. бытовой жанр приобретает новые
черты: острая характерность и повышенный интерес
к передаче оттенков ситуации и психологического
состояния (Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар во Франции), стремление проникнуть в
вечные тайны бытия (П.Гоген во Франции, В.Э.Борисов-Мусатов,
К.С.Петров-Водкин в России).
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.
|
Коллекция
Жизнь
и
творчество
О
картинах
Термины
Музеи
Литература
Ссылки
Гостевая книга
Вебмастер |