Термины
А Б В Г Д Ж З И К
Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я
Э
Экспрессионизм
(франц. expressionisme, от expression - выразительность,
выражение) - литературно-художественное
направление, возникшее в начале ХХ в. и особенно
ярко проявившееся в Германии и Австрии. Его
появление было очень тесно связано с
деятельностью дрезденовского объединения
художников "Мост", основанного в 1905 г. Самыми
первыми его участниками были Э.Л.Кирхнер,
Э.Хеккель, К.Шмидт-Роттлуф, Ф.Блайль, затем к ним
присоединились Э.Нольде и М.Пехштайн. В поисках
новых выразительных средств они обращались к
африканской пластике, искусству немецкой готики
и народному творчеству. Участники "Моста"
работали в жанре гравюры на дереве, что оказало
сильное влияние на стилистику их живописных
работ.
Дальнейшее развитие экспрессионизма
происходило в среде художников, объединившихся в
рамках группы "Синий всадник", возникшей в
1911 г., лидерами которой были В.В.Кандинский и
Ф.Марк. В нее входили А.Макке, П.Клее, А.Явлинский,
Г.Кампендок, А.Кубик. Своим творчеством,
основанным на мистицизме, они пытались выразить
внутренние закономерности, по которым
развивается природа, прибегая к отвлеченным
красочным сочетаниям и формообразующим
структурам.
Экспрессия (лат.
expressio - выражение), экспрессивность - термин,
применяемый к
натуре и художественному произведению и
означающий выразительность, силу проявления чувств и различных
эмоциональных состояний. Как правило, служит для
характеристики силы воздействия произведения
искусства в целом или его отдельных деталей.
Этюд
(франц. etude, англ. study, нем. Studie) - художественное
произведение вспомогательного характера,
выполненное с натуры и служащее для ее изучения.
В этюдах художник разрабатывает некоторые
детали и образы будущей композиции. Иногда,
отталкиваясь от натуры, он создает отличную от нее работу в
расчете на задуманную картину. Этюды могут иметь
вполне самостоятельное значение и играть важную
роль в творчестве живописца (пейзажные и
фигурные этюды А.А.Иванова).
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.