А Б В Г Д Ж З И К
Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я
В
Валёр (от
франц. valeur - цена, ценность) - термин в живописи и
графике, обозначающий оттенок тона и определяющий соотношение света и
тени при взаимодействии оттенков друг с другом.
Разработана система валёров, которая
представляет собой градацию света и тени какого-либо одного цвета в определенной последовательности.
Подобная система помогает художнику более
детально представить предмет в световоздушной среде, показать тонкость цветовых
переходов и глубину колорита.
Умением использовать валёры отмечены полотна
таких величайших колористов, как Д.Веласкес,
Я.Вермеер, Ж.Б.Шарден, К.Коро, В.И.Суриков, среди
импрессионистов системой валёров широко
пользовались Дж. де Ниттис и Ф.Зандоменеги.
Веризм
(итал. verismo, от vero - правдивый, истинный) -
реалистическое направление в итальянской
живописи конца XIX в., характерной чертой которого
был интерес к жизни рабочих и крестьян, острая
социально-критическая направленность и вместе с
тем пессимистическое, порой
пассивно-натуралистическое восприятие
действительности. Крупнейшими представителями
веризма были Ф.П.Микетти, Дж.Пеллицца да Вольпедо.
Воздушная
перспектива - основанная на
зрительном восприятии система передачи
удаленных предметов, включающая в себя смягчение
очертаний, ослабленное изображение деталей,
уменьшение
яркости
цвета и другие приемы.
Попытки передать воздушную перспективу
наблюдаются уже в средневековых китайских
пейзажах, но свое теоретическое обоснование
метод получил в XVI в. в работах Л. да Винчи. Широко
использовался этот прием в голландском пейзаже
XVII в. и особенно в XIX в. в работах импрессионистов.
Время
(англ. time, франц. temps, нем. Zeit) - наряду с
пространством основная форма существования
материи, связанная с чередованием различных
этапов в жизни природы и человека.
Объективное восприятие
времени всегда обусловлено
причинно-следственными связями, взаимовлиянием
прошлого, настоящего и будущего, субъективным
переживанием времени и его интерпретацией в
различных типах сознания.
С момента своего зарождения
пластические искусства, являющиеся по своей сути
пространственными и создающими неизменяемые во
времени произведения, тем не менее включают в
свой образный строй какую-либо концепцию
времени, которая выражается в передаче движения,
в развитии и последовательности событий.
Первобытное искусство
трактовало время как мгновение, выхваченное из
быстрого движения (сцены охоты), как
неограниченный по продолжительности процесс
(эпические рассказы в петроглифах и писаницах
неолита и бронзового века) и как неизменную
вечную данность.
Античное искусство
воспевало гармонию и совершенство слитых в
едином порыве равномерных движений
("Дискобол" Мирона, середина V в. до н. э.).
Средние века характеризовались сочетанием
незыблемости вечного идеала с неторопливым
обстоятельным рассказом (фресковые циклы,
житийные иконы).
Начиная с Возрождения в
искусстве царит движение: ренессансный
героический жест или готовность к поступку
("Давид", Микеланджело, 1501-1504), барочный
переход одного состояния в другое ("Аполлон и
Дафна" Л.Бернини, 1622 - 1625), чудесное мгновение
ожидания и едва уловимый оттенок чувства в
искусстве рококо ("Паломничество на Киферу"
А.Ватто, 1717).
XIX в. привносит новые аспекты
в восприятие времени: эмоциональный в творчестве
романтиков ("Битва при Пуатье" Э.Делакруа,
1830), исторический ("Явление Христа народу"
А.А.Иванова, 1837-1857).
Импрессионизм приносит свое обостренное
восприятие времени.
Вырванное из стремительного потока мгновение
городской жизни или жизни природы заставляет
подругому взглянуть на мир, изменить систему
оценок окружающего мира и прожитого времени ("После
обеда" О.Ренуара, 1879).
На полотнах постимпрессионистов и символистов
время, наоборот, замирает и напоминает о
непреходящей значимости бытия ("Автопортрет с
"Желтым Христом" П.Гогена,
1889, Бывшее собрание Мориса Дени).
В ХХ в. усиливается противоречие между
стремлением успеть за лихорадочным темпом жизни
и желанием сохранить незыблемыми устои духовной
жизни. Невозможность разрешить его приводит к
кризису потрясенного сознания ("Три
музыканта" П.Пикассо, 1921).
Выразительность
- термин, относящийся непосредственно как к
художественному произведению, так и к самой
натуре.
Термин обозначает силу
воздействия, впечатления, высокую
содержательность смысла.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.