А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я
К
Клуазонизм
(от франц. cloison - перегородка) - термин,
перенесенный в живопись из прикладного
искусства. Обозначает особую манеру письма, разработанную Э.Бернаром и
Л.Анкетеном в 1887 г., воспринятую П.Гогеном и ставшую основой живописного
"синтетического" символизма. Суть данной системы заключается в
том, что все полотно разделяется на несколько
плоскостей разного цвета в соответствии с
изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из
этих плоскостей очерчивается причудливо
изгибающейся широкой контурной линией, как в
эмалях пластинками или в витражах - свинцовыми
красками. Главная роль в клуазонизме отводится
чистым контрастным цветам, которые придают
живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и
разрушая привычную перспективу натурного
пространства. Фигуры уплощаются и становятся
похожими на тени (П.Гоген "Видение
после проповеди", 1888). Очень близок
клуазонизм синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив
по памяти или из глубин воображения, а потому не
требующему детальной его прорисовки.
Колорит
(от лат. color - цвет, краска) - одно из самых важных
средств эмоциональной выразительности, представляющее собой единую систему
цветовых тонов данного художественного
произведения, воспроизводящую цветовое
богатство окружающей природы.
Его характер определяется эпохой, стилем,
живописной манерой художника, своеобразием его
восприятия мира и общим замыслом произведения. В
зависимости от преобладания тех или иных красок
колорит может быть теплым (красные, желтые,
оранжевые тона) и холодным (зеленые, синие,
фиолетовые тона), спокойным (созвучное сочетание
тонов) и напряженным (использование контрастов), ярким (интенсивные, насыщенные тона)
и блеклым (выбеленные тона). Колористическая
система может быть основана на локальных тонах,
имеющих символическое значение, и тонах, отражающих
реальную цветовую картину мира-пространство, свет, тени,
материальную сущность предмета во всех его
взаимоотношениях со средой.
Композиция
(от лат. compositio - составление) - структура
художественного произведения, определяющая
взаиморасположение его частей, их подчинение
друг другу и единому целому. Особенности
композиции определяются спецификой
жанра,
стиля, содержанием произведения и
индивидуальными особенностями автора.
Композиция включает в себя целую систему
элементов. В живописи, например, это сюжет, способ
передачи пространственных и временных
отношений, точка зрения и т.д.
Композиция играет большую роль в восприятии
произведения. Так, фрагментарность, неожиданный ракурс,
нарочитая композиционная небрежность на
полотнах импрессионистов создают иллюзию случайно
подсмотренной сценки и подчеркивают
непосредственность сиюминутного впечатления.
Контраст
(франц. contraste - резкое различие,
противоположность) - один из художественных
приемов, в основе которого лежит
противопоставление двух соотносящихся качеств с
целью их усиления. Цветовые и светотеневые контрасты служат для моделировки
объема или выражения пространственных
отношений.
Контур
(франц. contour, итал. contorno) - линия, очерчивающая
силуэт предмета или отдельной его детали. Контур
обладает большой художественной выразительностью, придавая произведению большую экспрессию и динамизм. В клуазонизме, например, он
выступает в качестве одного из основных
композиционных элементов
Кубизм
(франц. cubisme, от cube - куб) - одно из постимпрессионистических направлений во французском
искусстве 1900-1910-х гг., основателями и виднейшими
представителями которого были П.Пикассо
и Ж.Брак. Своим названием кубизм обязан обилию
прямых линий, граней и кубоподобных форм в
живописных композициях. Различают три периода в
развитии кубизма: сезанновский (1907-1909),
аналитический (1909-1912) и синтетический (1913-1914).
Работы, относящиеся к сезанновскому периоду,
массивными объемами, высеченными прямыми и
резкими изломами напоминают пластику
негритянского искусства. Авторы аналитических
полотен дробили форму на мелкие грани и на
сходящиеся под разными углами плоскости. При
этом возникали удивительные стереометрические
эффекты: едва наметившийся объем неожиданно
превращался в плоскость, передняя грань - в
боковую, линии, не успев начаться, вдруг
обрывались, все формы смешивались и образовывали
не поддающийся зрительному восприятию
калейдоскоп. Основным приемом синтетического
периода становится коллаж. Живописный текст как
бы собирается из отдельных знаков разных языков
(живописи, графического слова, нотных знаков и т.
д.), образуя незамысловатый сюжет (как правило, натюрморт), который затем прочитывается
зрителем. В качестве материала для картины
выступают одиночные красочные мазки,
обрывки газет, цветной бумаги, узорчатых обоев,
рисунков с каким-либо изображением или имитацией
фактуры.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.