А Б В Г Д Ж З И К
Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я
Д
Дадаизм
(от франц. dada-конек, детская деревянная
лошадка) - литературно-художественное движение,
возникшее во время первой мировой войны в Цюрихе
(1916) среди эмигрантов различных национальностей.
Порожденное ужасом перед кошмарной кровавой
бойней, оно с самого начала несло на себе
отпечаток нигилизма. Дадаисты, группировки
которых находились также в Берлине, Кёльне,
Ганновере, Нью-Йорке и Париже, отвергали
планомерное построение произведений, ставили во
главу угла случайность, прибегали к пародии на
творчество и разрушению художественной формы.
Крупнейшими представителями дадаизма были М.
Дюшан, Ф. Пикабиа, Х. Арп, М. Эрнст, К. Швиттерс.
Движение
(англ. movement, motion, франц. mouvement, нем. Bewegung) -
перемещение в пространстве, изменение. В
искусстве это одна из форм, выражающих концепцию времени.
Для передачи движения в произведениях
изобразительного искусства, которые не
изменяются во времени, существуют свои особые
приемы, известные с глубокой древности. Так,
например, с их помощью неизвестный мастер сумел
запечатлеть бег лошади в пещере Ляско. В конце
XIX-начале ХХ в. на живописных полотнах В.Ван Гога, экспрессионистов и футуристов воспроизводится двигательная
энергия их авторов в момент творчества.
ХХ в. отмечен непосредственным введением
реального движения и временного развития в
изобразительное искусство (кинетическое
искусство, мультипликационное кино).
Декоративность
(от лат. decoro - украшаю) - один из
способов выражения красоты в художественном
произведении, определяемый его
композиционно-пластическим и колористическим
строем. Изначальное значение декоративности
проявляется в орнаменте, в основе которого лежит
предметная форма, переходящая сначала в символ, а
затем в декоративный мотив (солнечный круг, изгиб волны и т. д.).
Свой вторичный смысл декоративность приобретает
в процессе синтеза искусств, когда
взаимодействие предметов осуществляется через
отношения частей и целого.
Дивизионизм
(от франц. divison - разделение), другое его
название пуантилизм (от франц. pointiller - писать точками) -
система в живописи, основа которой - методическое
разложение сложного цветового тона на чистые цвета.
Разделение на полотне выражается четко
различимыми мазками в виде точек и, небольших
прямоугольных линий.
При зрительном восприятии картины с
определенного расстояния происходит оптическое
смешение мазков. Дивизионизм составлял основу художественного метода неоимпрессионистов.
Впервые теоретическую разработку и практическое
применение дивизионизм получил в творчестве
французских живописцев Ж.Сёра и П.Синьяка
в 1880-1890-х гг. В дальнейшем он широко применялся в
работах французских (А.-Э.Кросс), бельгийских (Т.
ван Рейселберге), итальянских (Дж.Сегантини) и
русских (Н.В.Мещеряков) художников.
Динамика
(от греч. dynamis-сила) - выражение в
произведении искусства
движения, временных изменений, внутренней
энергии при помощи особых приемов (характер мазка в
живописи), создающих определенный ритм,
воспринимаемый во времени.
Дополнительные
цвета - два цвета - красный и голубовато-зеленый,
оранжевый и голубой, желтый и синий,
зеленовато-желтый и фиолетовый или зеленый и
пурпурный, - звучание которых при сопоставлении
усиливается, а их смешение воспринимается как
белый цвет.
Эта особенность дополнительных цветов широко
использовалась импрессионистами для создания особого мерцающего
эффекта.
По материалам из
книги "Энциклопедия импрессионизма и
постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.