Поль Гоген: биография
Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Поль Гоген родился в
Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис, был
журналистом, одержимым радикальными
республиканскими идеями. В 1849 году, после
неудавшегося антимонархического переворота,
Кловис, не чувствуя себя в безопасности на
родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей
он погрузился на судно, идущее в Перу, где
намеревался осесть в семье своей жены Алины и
открыть собственный журнал. Этим планам не
суждено было сбыться. По пути в Южную Америку
Кловис умер от сердечного приступа.
Поль прожил в Перу
до семи лет. Воспоминания об этих годах всегда
жили в его душе и позже вдохновили на полные
опасностей скитания по свету.
В 1855 году Гогены
вернулись во Францию и поселились в Орлеане.
Вскоре Полю надоела серая провинциальная жизнь.
При первой же возможности он нанялся на торговое
судно и покинул родной дом. Это случилось в 1865
году. За несколько лет Гоген превратился в
настоящего морского волка. Он побывал в
Рио-де-Жанейро, Панаме, Океании. Позже будущий
художник поступил на службу во французский
военно-морской флот и продолжил свои
путешествия, бороздя просторы от Средиземного
моря до Полярного круга.
В 1871 году Гоген
оставил флот. К тому времени мать Поля уже умерла,
и его опекун, Гюстав Ароза, помог ему получить
место в одной из самых солидных биржевых фирм
Парижа. Труды на новой ниве были вполне успешны,
поведение не вызывало никаких нареканий -
казалось, что дальнейшая жизнь предопределена на
много лет вперед.
В 1873 году Гоген
женился. Его избранницей оказалась датчанка
Мэтт-Софи Гад. В последующие десять лет положение
Гогена в обществе укреплялось. У него появился
комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая
жена родила ему пятерых детей. В свободное время
Гоген, поощряемый опекуном, страстно предавался
своему хобби. Этим хобби было рисование.
Писать красками он
начал в 1870-х годах. Гюстав Ароза собирал картины,
через него Гоген узнал некоторых членов кружка
импрессионистов. Импрессионизм в те годы
оставался самым авангардным течением в живописи.
Гоген с энтузиазмом принял идеи своих новых
знакомых и принялся воплощать их на своих
плотнах. Этому способствовало и то, что он взял
несколько уроков у Камиля Писсарро.
Поначалу Гоген
очень скромно оценивал собственные возможности.
Когда одну из его картин отобрали для показа в
Салоне, он не сказал об этом даже жене. С течением
времени имя Гогена все чаще звучало в
артистических кругах, и художник стал
задумываться над тем, чтобы полностью посвятить
себя живописи. Биржевой кризис 1882 года, поставив
под вопрос дальнейшее финансовое процветание
Гогена, послужил неплохой мотивировкой
окончательного выбора, сделанного в пользу
искусства.
Впрочем, финансовый
кризис отразился и на живописи. Картины
перестали пользоваться спросом, и жизнь Гогена
превратилась в борьбу за выживание. Стремясь
сократить расходы, Гоген в 1884 году вместе с
семьей переехал в Руан, а чуть позже - в Данию. Там
художник торговал брезентовыми изделиями, а его
жена давала уроки французского языка. Бизнес
Гогена не задался, что (вкупе со всем остальным)
привело к обострению его отношений с Мэтт. В июне
1885 года брак распался. Гоген вернулся в Париж со
своим вторым сыном, Кловисом, а Мэтт с другими
детьми осталась в Дании.
Гоген продолжал
биться в тисках бедности и дошел до того, что
поступил кассиром на железнодорожную станцию. Но
для его живописи именно это время стало
переломным. В тоске по оригинальному стилю,
художник изменил импрессионизму.
Начало перемен
связано с Бретанью.
Впервые Гоген приехал сюда в 1886 году. В конце
XIX века Бретань была еще живописной окраиной.
Здесь сохранились древние традиции, резко
выделяющие эту французскую провинцию на фоне
остальных районов страны. Бретонцы были
кельтским народом с собственным языком,
национальными костюмами и своими религиозными
праздниками. Все это пробудило дремавшую в
сердце художника любовь к экзотике. Ему снова
захотелось странствовать.
Но первое после
долгого перерыва путешествие Гогена оказалось
не слишком удачным. В 1887 году он отправился в
Панаму вместе с художником Шарлем Лавалем,
рассчитывавшим на материальную поддержку от
своего шурина. Помощи этой приятели не дождались,
и Гогену пришлось наняться рабочим на
строительство Панамского канала. Накопив
немного денег, художники отправились дальше. На
Мартинике Гоген заболел малярией и дизентерией,
после чего был вынужден вернуться домой. Зиму он
провел у друзей, а ранней весной 1888 года вновь
перебрался в Бретань.
Гоген не падал
духом. Один из художников, знавших его тогда,
заметил, что Гоген напоминает ему надменного
капитана большого судна, добавив, что тот
"замкнут, самоуверен, молчалив и угрюм, хотя
при желании может быть очаровательным и
милым". Другой описывал его еще более
экспрессивно: "рубака, трубадур, пират".
Дружба с Эмилем
Бернаром вдохновила его на создание первого
шедевра - полотна "Видение после проповеди".
В этой работе Гоген нашел применение поразившим
его элементам бретонской культуры, соединив их с
кардинально упрощенной манерой письма.
Еще одно знакомство
Гогена чуть не закончилось трагедией. В октябре
1888 года он согласился провести зиму в Арле, на юге
Франции, вместе с Ван Гогом, который мечтал
основать в Арле новую колонию художников. Он с
нетерпением ждал Гогена, надеясь найти в нем
единомышленника. Но для Гогена эта поездка была
лишь счастливой возможностью, не заботясь о
хлебе насущном, поработать в теплых краях - брат
Ван Гога, Тео, обещал оплачивать все расходы.
Ситуация
осложнилась из-за позиции, занятой Гогеном. В
Бретани вокруг него сложился круг восторженных
поклонников, и теперь он обращался с Ван Гогом,
как с учеником. Уже спустя некоторое время оба
художника напоминали "готовые извергнуться
вулканы". 23 декабря Ван Гог набросился на
своего гостя с ножом, а потом отрезал себе часть
уха. Гоген незамедлительно уехал в Париж.
Несколько лет Гоген
провел в разъездах между Парижем и Бретанью, но
его уже манили новые горизонты. В 1889 году он
посетил Всемирную выставку в Париже, которая
напомнила художнику о далеких странах. Его
охватила страсть к перемене мест. Выбор пал на
Таити, где Гоген намеревался "погрузиться в
чистоту природы и не видеть никого, кроме
туземцев". Чтобы оплатить путешествие, он
устроил распродажу своих картин. Предприятие
оказалось выгодным и принесло более 10000 франков.
В июне 1891 он прибыл
на Таити и сразу же испытал страшное
разочарование. Столица острова, Папеэте, была
цивилизована и утратила свою первобытность.
Занесенные европейцами болезни буквально
выкосили местное население, сократив его за сто
лет в десять раз: с 70 до 7 тысяч. Остров вымирал, и
вместе с ним умирали местные ремесла, искусство,
обряды.
Гоген купил
соломенную хижину в глухой деревушке и принялся
за работу. Палитра художника расцвела яркими
красками, повторяющими краски тропической
зелени, моря, солнца, песка. На многих лучших
работах Гогена, написанных в этот период,
изображена 13-летняя Техура, которую ее родители
охотно отдали в жены Гогену. Но несмотря на
идиллическое настроение полотен, жизнь
по-прежнему не слишком улыбалась художнику.
Деньги быстро кончались, и в целях экономии
приходилось разводить краски пастой из корней
хлебного дерева. Сильно пошатнулось и здоровье
художника. Частые и беспорядочные связи с
местными девушками привели к тому, что Гоген
заболел сифилисом. В конце концов, он запросился
обратно во Францию.
Возвращение было
недолгим. Получив в 1895 году небольшое наследство,
Гоген вновь уехал на Таити, где его продолжали
преследовать нужда и болезни. Уставший, близкий к
отчаянию, художник перебрался в 1901 году на
Маркизовы острова. Здесь 8 мая 1903 года он
скончался от сердечного приступа.
По материалам
"Художественная галерея. Гоген". №6, 2004 г.