Поль Гоген: биография
Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
"... Шел ноябрь 1886
года. Иногда на улицах Монмартра Гогена можно
было встретить в сопровождении невысокого
коренастого, рыжебородого человека с худым
лицом, который, закутавшись в козью шкуру, в
кроличьей шапке, шагал рядом с Гогеном и бурно
жестикулировал. Этот тридцатитрехлетний
голландец со сбивчивой речью был тоже художник -
Винсент Ван Гог. Гоген познакомился с ним после
возвращения из Понт-Авена на бульваре Монмартр, в
художественной галерее Буссо и Валадона,
управляющим которой был брат Винсента - Тео.
Насколько торговец держался сдержанно и
незаметно, настолько художник был шумным,
вспыхивал и возбуждался по любому поводу. "Я
человек страстей, способный совершить и
совершающий более или менее безрассудные
поступки, в которых мне случается более или менее
раскаиваться..." Без помощи брата, который его
содержал, Винсент давно бы погиб. Ему тоже ничего
не удавалось продать. Но, одержимый неистовой
страстью творчества, он писал полотно за
полотном. Когда за год до этого он приехал в
Париж, он слыхом не слыхал об импрессионизме. За
несколько месяцев он приобщился ко всем
тенденциям современного искусства. После
разговора с Синьяком он стал дивизионистом, от
чего Гоген решительно его отговаривал.
Всей своей
личностью, категорической манерой выражать свое
мнение, присущим ему сочетанием холодности и
пыла Гоген произвел глубокое впечатление на Ван
Гога, который считал его мэтром и тем больше
отчаивался, видя, как тот бедствует. Впрочем,
нужда, на которую обречено большинство
художников, была одной из навязчивых идей Ван
Гога. Он пытался убедить брата уйти от Буссо и
Валадона: Тео мог бы открыть собственную галерею
и продавать картины, оказывая всяческую
поддержку тем художникам, которых они с
Винсентом ценят. Рискованный план! Но Винсент в
своем великодушии не уставал строить подобные
планы. Так, например, он мечтал о создании
художественных фаланстеров. Хотел он также
организовать "гигантские выставки", чтобы
привлечь к ним внимание народа.
... Пока Гоген
находился на Мартинике, Ван Гог продолжал
обсуждать с братом Тео, как помочь художникам в
их борьбе. Хотя политические события отнюдь не
благоприятствовали торговле произведениями
искусства, Тео начал покупать некоторые
произведения друзей Винсента. "Мало-помалу он
заставит свою клиентуру нас принять... - говорил
Гоген. - И хотя это очень трудно, может быть,
когда-нибудь я займу место, которого
заслуживаю".
Мартиникские
полотна Гогена произвели огромное впечатление
на Ван Гога, который увидел в них, как и во всех
прежних произведениях своего друга, "что-то
мягкое, щемящее, удивительное". "В его
негритянках - высокая поэзия", - утверждал он.
Этим восхищением вскоре заразился и Тео.
Однажды в
воскресенье Тео пришел на улицу Булар и,
посмотрев картины Гогена, отобрал сначала одну,
потом вторую, потом третью. А потом отсчитал
художнику девятьсот франков. Гоген был в
восхищении.
В феврале 1888 года
Гоген покинул Париж и отправился в Бретань. Ван
Гог тоже хотел вырваться из Парижа. Приехав сюда
два года назад, он все это время жил в непрерывном
возбуждении. Он чувствовал, что выдохся, что ему
нужен покой, размеренное существование. Гоген
звал его в Понт-Авен. Но Ван Гога манило южное
солнце, края, которые, увлеченный гравюрами
Хокусаи и Хиросиге, он называл Японией, и он
мечтал уехать "куда-нибудь на юг". В конце
февраля Винсент уехал на юг и обосновался в Арле.
Ван Гог трудно
переносил в Арле свое одиночество. Почему бы
Гогену не приехать в Прованс? - спрашивал Винсент.
Ван Гог снял маленький дом, который собирался
мало-помалу обставить. Гоген сможет жить вместе с
ним. Обед они будут готовить дома, расходы сведут
к минимуму. На этом выиграют все. Чтобы
обеспечить существование двух художников, Тео
почти не придется увеличивать ежемесячное
содержание, какое он высылает брату. А в оплату за
свое гостеприимство он будет получать от Гогена
по одной картине в месяц. Гоген же будет избавлен
от тревоги о завтрашнем дне. Так они положат
начало коммуне художников - Южной мастерской. А
впоследствии к ним присоединятся другие
художники, например, Бернар.
...Несмотря на то, что
ему так хорошо работалось в Понт-Авене, Гоген не
забывал о своем намерении перебраться к Ван Гогу.
Но до сих пор он откладывал осуществление этого
плана по многим причинам, и в первую очередь,
вероятно по той, о которой он умалчивал, а именно
потому, что в Понт-Авене он не чувствовал себя
одиноким. Он отнюдь не думал о том, как страдает
от одиночества Ван Гог. К тому же патетический
смысл призывов, обращенных к нему Ван ГОгом, от
него ускользал. Он усматривал в них расчет, а не
отчаянную потребность в близком человеке.
Наконец, в
воскресенье 21 октября 1888 года, в полдень,
простившись со своей "братией", Гоген сел в
дилижанс, который отправлялся в Кемперле с
центральной площади городка.
...Приехав в Арль
ночным поездом, Гоген в кафе "Альказар"
дожидался рассвета, чтобы направиться в дом к Ван
Гогу на противоположной стороне площади
Ламартина.
Винсент занимал
правое крыло двухэтажного дома с желтым фасадом
и двумя треугольными фронтонами. Позади дома,
чуть поодаль, проходила железная дорога. До
вокзала было рукой подать. Слева, вдоль берега
Роны тянулся городской сад, засаженный
кипарисами, кедрами, елями, платанами, кустами
олеандров, - сад Ламартина. Район назывался
предместьем Тамплиеров. Самый город начинался за
Кавалерийскими воротами - прорубленные в
старинной крепостной степен XV века с двумя
круглыми башнями по обе стороны, эти ворота
находились как раз напротив дома Винсента,
отделенного от них шириной площади.
Винсент принял
Гогена восторженно - пожалуй, даже слишком
восторженно. Гоген молча следовал за ним из
комнаты в комнату. В первом этаже помещались
мастерская и еще одна мастерская, служившая
кухней. На втором этаже две спальни. Большую, где
стояла широкая кровать орехового дерева, Винсент
предназначил для Гогена. Он украсил ее картинами
- различными видами сада Ламартина. "Я хотел
так написать этот сад, - объяснил Винсент Гогену, -
чтобы он одновременно наводил на мысль о старом
местном (или, вернее, авиньонском) поэте -
Петрарке и о новом местном поэте - Поле Гогене.
Какими бы неудачными ни получились эти наброски,
может быть, вы почувствуете по ним, что я думал о
вас и с большим волнением приготовлял для вас
мастерску". Гоген смотрел на виды парка и на
другие полотна, которые Винсент развесил на
побеленных известью стенах. Но он молчал -
нравилось ему далеко не все. И однако эти
"Подсолнухи", эта "Желтая комната"...
Ван Гог был удивлен
видом Гогена. Он считал, что тот болен, изнурен. А
перед ним оказался человек, который хоть и
страдал болезненными приступами, но выглядел
по-прежнему здоровяком. Гоген тоже был удивлен,
но по противоположной причине. Ван Гог показался
ему чрезмерно возбужденным. И какой беспорядок в
мастерской! В ящике с красками валом навалены
тюбики, наполовину выдавленные, незакрытые.
Все лето напролет
Винсент работал, "раскаленный добела". Он
писал повсюду, каждую минуту: в поле под палящим
солнцем, ночью на берегу Роны или на площади
Форума. "Я мчусь на всех парах, точно
живопишущий паровоз", - писал он Тео. Но эта
одержимость была чревата опасностью. Изредка в
письмах к брату проскальзывали тревожные фразы.
"Нечего хитрить - в один прекрасный день может
разразиться кризис". Еще совсем недавно, как
раз перед приездом Гогена, он признавался Тео:
"Я не болен, но, безусловно, заболею, если не
буду сытно питаться и на несколько дней не прерву
работу. В общем, я снова почти дошел до безумия,
как Гуго Ван дер Гус на картине Эмиля
Ваутерса". Его преследовал образ этого
потерявшего рассудок и умершего в Красном
монастыре возле Суаньи голландского художника XV
века, чье безумное лицо изобразил Ваутерс.
"Мне следует быть поосторожнее с моими
нервами". Ван Гог страстно мечтал о приезде
Гогена не только для того, чтобы избавиться от
одиночества, но и чтобы с помощью друга отогнать
от себя страшные призраки. Он чувствовал, что
выдохся, что глаза у него устали, "но, в конце
концов, из самолюбия мне хочется произвести
некоторое впечатление на Гогена моей работой".
Последнее "безоглядное" усилие его
доконало.
Но Гоген не стал
углубляться в вопросы, связанные с состоянием
здоровья Винсента, вдумываться в то двойственное
впечатление, которое испытал, переступив порог
дома с желтым фасадом. Он настраивался на все
более оптимистический лад. Тео только что продал
полотно с бретонками за пятьсот франков. Гоген
сможет теперь рассчитаться с последними
понт-авенскими долгами. "Я верю в будущее... Ван
Гог (Тео) так подготовил почву, что, думаю, все
талантливые художники смогут теперь
пробиться". Гоген успокоит Винсента. А пока
надо как можно скорее наладить ту отшельническую
жизнь, простую программу которой Винсент
сформулировал так: "Жить как монах, который раз
в две недели ходит в дом терпимости".
"Удивительный
человек Гоген! - восхищался Винсент. - Он не
рвется, закусив удила, вперед, а, спокойно работая
без устали, намерен здесь выжидать минуты, когда
можно будет сделать гигантский рывок".
Спокойно, да, но отнюдь не восхищаясь Провансом,
где Гоген чувствовал себя "выбитым из
колеи".
По сути дела, в Арле
не было ничего родственного душе Гогена. Прованс
не имел отношения к миру его мечты. Он не мог
равняться с Бретанью. Он был лишен ее строгой
структуры, ее одухотворенности и трогательной
печали. В Бретани все "шире", объяснял Гоген
Винсенту, и все "более торжественно, а главное,
более цельно и определенно, чем в хилой и
выжженной природе Прованса". Конечно, краски
Прованса богаче бретонских, но зато они бледнеют
по сравнению с тропиками!.. Они только пробуждали
в Гогене тоску по жарким странам, а разговоры о
колониях, о Тонкине с другом Винсента,
лейтенантом зуавов Милье, еще больше ее бередили.
"Гоген
рассказывает о тропиках чудеса". Радуясь
приезду друга, Ван Гог еще преувеличивал то, что
ему рассказывал Гоген: для него не было сомнений,
что в тропиках "будущее великого возрождения
живописи". Будь Винсент на десять лет моложе,
он охотно принял бы участие в создании
"колористической школы" на Яве. "Но
ничего, Гогену, как и мне, нравится то, что он
видит здесь, в особенности его любопытство
возбуждают арлезианки".
Ван Гог снова
принялся за работу, а Гоген тем временем
присматривался к жителям Арля и к его пейзажу.
"Забавно,
Винсенту кажется, что здесь надо писать в духе
Домье, а я, наоборот, вижу Пюви в цвете, с примесью
японцев. Здешние женщины с их изысканными
прическами, греческой красотой и шалями,
ниспадающими складками, как у примитивистов, -
женщины, говорю я, наводят на мысль о греческих
шествиях. Проходящая по улице девка не уступит
любой даме и выглядит девственной, как Юнона. Так
или иначе, здесь есть источник красоты в
современном стиле".
Гоген в свой черед
взялся за кисти. Он ходил с Винсентом в Аликаны -
старинный некрополь, от которого сохранилась
только аллея саркофагов, ведущая к развалинам
церквушки. Здесь он начал писать пейзажи. Начал
он также "Ночное кафе" - картину с женской
фигурой на первом плане, которую он нарисовал в
доме терпимости.
|
"Аликаны в
Арле". 1888 г.
Холст, масло. 92х73 см.
Лувр, Париж. |
Организуя
совместную жизнь с Винсентом, Гоген не
ограничился ее материальной стороной. Еще
большее значение он придавал своему духовному
руководству. Глубоко убежденный в своей правоте,
не замечая никого, кроме самого себя, он
обращался с Ван Гогом, как еще недавно - с
художниками Понт-Авена. Он старался навязать ему
свои собственные живописные концепции,
наставлял, советовал назидательным и зачастую
безапелляционным тоном. Ван Гог слишком часто
прибегает к дополнительным цветам. Ему следует
больше работать по памяти. Он должен сдерживать
свои порывы и упорядочить свои восторги. А то в
них царит досадная неразбериха: Он готов
восхищаться кем угодно и чем угодно, с одинаковым
упоением говорит о гениальных живописцах и о
третьестепенных ремесленниках. Испытывая
"жуткое почтение" к Гогену, повинуясь его
властному голосу, его уверенности, Ван Гог
поддавался наставлениям понт-авенского мэтра.
Гоген привез в Арль "Бретонок на лугу"
Бернара. Ван Гог сделал с них копию. Он отдал дань
клуазонизму, написав в этой манере сцену бала в
Фоли-Арлезьенн.
В Бретани Гоген
несколько раз бывал в публичных домах вместе с
Бернаром, который любил атмосферу этих заведений
и сделал серию набросков под названием "В
публичном доме" - довольно колоритных, но
банальных. Они не очень понравились Гогену.
"Локальный цвет меня не устраивает", -
говорил он. Но как раз на локальном цвете
основано его "Ночное кафе". Арлезианские
публичные дома были хорошо знакомы Ван Гогу.
Неподалеку от его дома, за крепостной стеной и
Кавалерийскими воротами, начинались улочки,
ведущие к этим домам. У Ван Гога уже сложились
определенные привычки - он был постоянным
клиентом некой Рашели, по прозвищу Габи, из
публичного дома под номером один на улице
Бу-д'Арль. Организуя финансовую сторону их быта,
Гоген выделил деньги на "ночные гигиенические
прогулки". Часто вечерами два отшельника
задерживались в выкрашенных "голубоватой
известью" залах борделей, смешиваясь с
военными из местного гарнизона и женщинами,
откровенные туалеты которых - небесно-голубые и
пурпурные - восхищали Винсента.
Гоген и среди
проституток не оставлял своего иронического
тона. Сильный, невозмутимый, расхаживал он по
публичному дому и разыгрывал распутника, который
никого и ничего не боится и не намерен обуздывать
свой мощный инстинкт. Никогда еще их резкое
несходство с Ван Гогом не проявлялось с такой
очевидностью, как в те вечера, когда они являлись
к проституткам. Гоген не терял спокойствия,
Винсент, стоило ему немного выпить, быстро
возбуждался, жестикулировал, без умолку говорил.
Винсент не мог равняться с Гогеном физической
силой. Он был более восприимчив к спиртному и
истощен в сексуальном отношении. Несомненно,
Гоген поступал опрометчиво, забывая его щадить.
Как все крепкие люди, он почти не отдавал себе
отчета в ограниченных возможностях тех, кто
слабее его.
Гоген продолжал
получать хорошие известия. Тео организовал
выставку его произведений, написанных в
Понт-Авене, и на ее долю выпал довольно большой
успех. Гоген снова начал мечтать о Мартинике. В
это же время ему пришло приглашение на выставку
от "Группы двадцати" из Бельгии. Гоген не
сомневался в своем успехе. Быть может, ему
удастся найти покупателей в Бельгии. В таком
случае он сначала переберется в Брюссель, а потом
уже на Мартинику.
Радужные
перспективы подстегивали Гогена. Проработав
целый день без передышки, по вечерам он увлекал
Винсента в кафе или публичный дом. "Мы
изнурены", - писал Ван Гог брату. Но он ошибался:
Гоген чувствовал себя превосходно.
Он беззаботно
излагал Винсенту свои планы - как он переедет в
Брюссель или на Мартинику, не замечая, какое горе
причиняет другу. Ван Гог все свои надежды
возложил на Южную мастерскую. Если Гоген уедет,
это будет крах! Он снова окажется в зловещем
одиночестве, окружающий мир потеряет свой
"успокаивающий, привычный облик", и по дому с
желтым фасадом опять начнет бродить призрак
безумного художника Гуго ван дер Гуса. "Я дух
святой. Я здрав душой!" - написал Винсент на
стене своей комнаты. Гоген считал, что живет в
Провансе только временно. К тому же Арль ему не
нравился, и он этого не скрывал. "Самая дрянная
дыра на Юге". Все здесь "мелко, пошло - пейзаж
и люди".
Винсент с трудом
переносил эти выпады - сдерживая нетерпение,
глухо раздражаясь. "Мартиника! Брюссель!"
"Неужели Гоген не читал "Тартарена в
Альпах" и не помнит нашего знаменитого
тарасконского приятеля Тартарена, который был
наделен таким воображением, что в одно мгновение
навоображал целую воображаемую Швейцарию?" Да,
Гоген прекрасно организовал их совместный
бюджет, но "его слабость состоит в том, что ради
какой-нибудь случайной животной прихоти он
нарушает все, что сам же организовал".
Так как погода
испортилась и обоим художникам из-за дождя и
ветра приходилось работать в мастерской, Гоген
убеждал Винсента писать по памяти. Винсент
подчинялся, но первая его попытка в этом роде -
"Воспоминание о саде в Нюэнене" в Голландии -
оказалась неудачной. Его искусство не было, не
могло быть похожим на искусство Гогена.
Искусство великих творцов слишком спаяно с их
личностью, чтобы подделываться под искусство,
порожденное столь же властными, но совсем иными
требованиями других великих творцов. Для таких
людей подчиниться означает погубить себя. Они
обречены жить на вершинах своего одиночества.
Столкновение Гогена
и Ван Гога в эти арлезианские недели было
драматическим столкновением двух людей, которых
разделяло все, которые были полярны в своем
искусстве: один жесткий, упрямый, сознательный
эстет с изысканным воображением, классик-варвар,
другой не менее упрямый, но увлекаемый страстью,
исполненный бурь и порывов, который сжигал себя в
творчестве, точно в пламени костра.
Деспотичный
догматик, замкнутый в своем всепоглощающем
творческом "я", Гоген вещал, распоряжался,
пытаясь согнуть своей волей волю другого. И
Винсент повиновался. Повиновался из чувства
дружбы, потому что боялся потерять Гогена. Но он
повиновался, ропща. Он непрерывно спорил,
возражал, иногда ненадолго вспыхивал гневом.
"Мы с Винсентом
редко соглашаемся в чем-нибудь, особенно когда
дело касается живописи, - писал Гоген Бернару. - Он
восхищается Домье, Добиньи, Зиемом и великим
Руссо, то есть всеми, кого я не воспринимаю. И,
наоборот, презирает Энгра, Рафаэля, Дега - всех те,
кем восхищаюсь я. Чтобы положить конец спорам, я
отвечаю: "Ваша правда, капитан". Ему очень
нравятся мои работы, но, пока я пишу, он всегда
находит, что я что-нибудь сделал не так. Он
романтик, меня же скорее, тянет к примитиву. Что
до цвета, ему ближе причуды пастозности, как у
Монтичелли, а я ненавижу эту мешанину фактуры и
т.д.".
Гоген был
разочарован не только строптивостью Ван Гога. В
своем отношении к людям Ван Гог признавал только
крайности. Его привязанность была
всепоглощающей, тиранической и в конечном итоге
утомляла тех, на кого была направлена. А его
чувства к Гогену были еще обострены снедавшим
его страхом, что тот уедет. Винсент нарисовал
картину на простой сюжет: деревянное кресло
красного цвета с зеленым соломенным сиденьем,
кресло Гогена - пустое. Потребление спиртного и
посещения проституток тоже не способствовали
успокоению нервов Винсента. Он возбуждался,
вспыхивал, а потом погружался в зловещее
молчание. Он мог разбушеваться, обнаружив, что у
Гогена на его взгляд слишком низкий лоб. Мог
расплакаться, говоря о Монтичелли. Однажды
вечером он захотел сам приготовить суп.
Получилась несъедобная бурда - он раскричался,
стал топать ногами, хохотать: "Тараскон,
фуражка папаши Доде!" Гоген вздыхал. Ну нет! Ему
нужен покой, и как можно скорее! Скорее на
Мартинику или хотя бы в Париж!
Но зачем он сидит в
Арле? Раздражительность Винсента, его
переменчивое настроение, затеваемые им по
всякому поводу споры, к которым он упорно
возвращался, удручали Гогена. Он написал Тео, что
собирается вернуться в Париж. В то же время он
запросил Шуффа, не сможет ли тот снова его
приютить.
Перед отъездом с юга
Гоген хотел посмотреть Музей Фабра в Монпелье, и
в частности коллекцию Альфреда Брюйа, друга
Курбе. Он уже однажды побывал в этом музее, и
картины Курбе, Делакруа, Коро, Шардена и Энгра (в
частности, "Стратоника") из его собрания
привели Гогена в восхищение. И вот однажды они с
Винсентом поездом отправились в Монпелье. У
картин и рисунков споры вспыхнули с удвоенной
силой. "Мы были околдованы", - писал Ван Гог
брату после поездки. Но признавался, что споры
были "напряженными до предела".
Предела достигла и
нервозность Винсента - с тех пор, как Гоген
объявил, что хочет уехать. Он уговаривал друга
"подумать, пересмотреть свои расчеты". Гоген
"очень сильный, очень творческий" человек,
но "именно поэтому ему нужен покой". А где он
"найдет этот покой, если не здесь? " - убеждал
Винсент.
Гоген, который не
вполне понимал, почему так волнуется Винсент, по
разным причинам решил все-таки отсрочить отъезд.
"Вы ждете меня с
распростертыми объятиями, спасибо, - писал он
Шуффу, - но, к сожалению, я все еще не выезжаю.
Мое положение здесь очень затруднительно. Я
многим обязан Ван Гогу (Тео) и Винсенту и,
несмотря на некоторые несогласия, не могу
сердиться на человека с золотым сердцем, который
болен, страдает и нуждается во мне. Вспомните
судьбу Эдгара По, который в результате несчастий
и нервного состояния стал алкоголиком..."
Винсент поделился с
Гогеном кое-какими воспоминаниями о том времени,
когда он был миссионером и проповедовал в
бельгийском Боринаже слово Христово. Он
рассказал, как спас одного шахтера, тяжело
раненного взрывом рудничного газа, которого
врачи, считая безнадежным, бросили на произвол
судьбы. Этими, да и многими другими чертами
своего характера, своей "великой добротой",
"евангельским альтруизмом" Винсент трогал
Гогена. Так и быть, Гоген проявит сверхтерпение и
еще некоторое время проживет в Арле. К тому же в
Париже сложилась неблагоприятная в финансовом
отношении обстановка. Компания по строительству
Панамского канала обанкротилась. Это должно
отозваться на продаже картин. Лучше подождать.
"Если бы я мог уехать в мае, зная, что мне
обеспечены полтора года жизни на Мартинике, я был
бы почти что счастливым смертным", - писал он
Шуффу. Райские видения маячили перед его глазами.
"Согласно
легенде, Инка явился прямо с Солнца - я туда и
возвращусь... - писал он. - Винсент зовет меня
иногда человеком, который пришел издалека и
далеко пойдет. Я надеюсь, что за мной последуют
все добрые сердца, которые меня поняли и любили...
Близится наступление нового мира, где все будет
следовать явлениям природы, люди заживут под
знаком Солнца и научатся любить".
В этом письме к
Шуффу Гоген написал, что "исподволь все равно
будет готовиться к отъезду". Об этом
догадывался Ван Гог. Не сегодня завтра Гоген
уедет. Угроза, нависшая над ним, над будущим Южной
мастерской и бедного домика с желтым фасадом,
вызывала у него полный упадок духа. Снедаемый
мучительной тревогой, он вглядывался в Гогена,
пытаясь разгадать его намерения. Иногда по ночам
Винсент вставал, входил в комнату друга,
склоняясь над ним, глядел на него. "Что с вами,
Винсент?" - спрашивал разбуженный Гоген. Ни
слова не говоря, Винсент выпрямлялся и уходил...
Странная атмосфера
царила в конце декабря в мастерской на площади
Ламартина! Однажды Ван Гог спросил Гогена: "Вы
собираетесь уехать?" "Да", - ответил Гоген.
Тогда Ван Гог разорвал какую-то газету, вырвал из
нее клочок, на котором были напечатаны слова:
"Убийца сбежал...", и вложил в руку Гогена...
Гогена начали не на шутку беспокоить странности
Винсента, его растущая нервозность, все более
шумные вспышки, которые сменялись внезапным
молчанием. Он настороженно следил за ним. "Я
больше не знал покоя", - говорил он потом.
В субботу, 22 декабря,
глядя на портрет, который написал с него Гоген,
Ван Гог воскликнул: "Да, это я, только
лишившийся рассудка!" В тот же вечер в кафе он
бросил в голову Гогена свой стакан со спиртным.
Гоген успел увернуться. Не теряя хладнокровия, он
схватил Винсента в охапку и отвел домой, на
площадь Ламартина, где Винсент мгновенно уснул.
Хватит! - Гоген
понял, что больше ждать нельзя. Надо бежать от
этого опасного компаньона. К черту все планы!
Утром он предупредил Ван Гога, что завтра, в
понедельник, он покидает Арль.
В воскресенье
вечером Гоген вышел прогуляться в последний раз.
Было уже темно. Художник пересек площадь
Ламартина. Он был почти у Кавалерийский ворот,
когда вдруг услышал, что за ним кто-то бежит. Он
узнал шаги Ван Гога, быстро обернулся - и вовремя!
Винсент бросился на него с раскрытой бритвой в
руках. Под взглядом Гогена Винсент замер в
растерянности. Потом опустил голову. "Вы
молчите, ну что ж, я тоже буду молчать", - сказал
он и побежал обратно к дому. Гоген домой не
вернулся. Он решил переночевать в гостинице.
Разыгравшаяся сцена ужаснула его. Он был так
взволнован, что заснул только около трех часов
ночи. "Может, в эту минуту я проявил трусость,
наверное, мне следовало отнять у него бритву и
попытаться его успокоить".
Поднявшись утром в
понедельник, Гоген сразу же направился на
площадь Ламартина. Перед домом с желтым фасадом
он увидел толпу, жандармов, а у дверей человека в
котелке - полицейского комиссара. Когда Гоген
подошел ближе, комиссар объявил ему, что его
подозревают в убийстве его друга. Дом был весь в
пятнах крови. Окровавленные салфетки валялись на
плитках пола на первом этаже. Винсент лежал у
себя в комнате, неподвижно скрючившись под
одеялом. "Он мертв", - заявил комиссар.
Потрясенный этой
новостью и предъявленным ему обвинением, Гоген в
первую минуту совершенно растерялся. С трудом
овладев собой, он попросил комиссара вместе с ним
подняться на второй этаж. Там он с облегчением
убедился, что тело его друга теплое - Винсент жив.
"Пожалуйста, мсье, - шепнул он комиссару, -
разбудите этого человека с величайшей
осторожностью, а если он спросит обо мне, скажите,
что я уехал в Париж. Мой внешний вид может
подействовать на него роковым образом".
Комиссар тотчас
послал за врачом и каретой. Все объяснилось.
Мало-помалу удалось восстановить, что произошло.
Вечером, после того как он бросился на Гогена на
площади Ламартина, Винсент вернулся домой и
отрезал себе ухо. Положив его в конверт, он явился
в дом терпимости к своей "подружке" Рашели с
улицы Бу-д'Арль. "На память обо мне", - сказал
он, протянув ей конверт, и вернулся домой спать.
Проснувшись, Ван Гог
стал настойчиво расспрашивать о своем друге. Но
Гоген остерегался появляться перед ним. Вскоре
Винсента увезли в больницу. Как только он
оказался там, ему стало хуже: он кричал, бранил
монахинь, вымазал себе лицо углем. Пришлось
заточить его в изолятор.
Гоген дожидался Тео,
которого вызвал телеграммой. Винсент кричал и
пел в своей одиночной келье...
Конец содружества с
Ван Гогом не особенно повлиял на планы Гогена. Он
не собирался задерживаться в Париже. Если
счастье ему улыбнется, он осуществит свою
поездку на Мартинику...
Винсент в убежище
Сен-Реми часто вспоминал о Гогене, с которым
продолжал переписываться. Винсент горько
сожалел о том, что их совместное житье прервалось
так трагически. Его тяготило окружению
душевнобольных, среди которых он очутился. Он
мечтал выйти из больницы, переехать куда-нибудь
севернее. Почему бы им с Гогеном не попытаться
снова "завести общее хозяйство"? Почему бы
Винсенту не поехать в Бретань? В начале 1890 года он
задал этот вопрос своему другу. Гоген пришел в
ужас: "Никогда! Винсент сумасшедший. Он
покушался на мою жизнь". Гоген и одного дня не
решался прожить в глухой деревне, вдали от всякой
медицинской помощи, наедине с человеком,
отрезавшим себе ухо.
В мае Винсент вышел
из лечебницы Сен-Реми и переехзал в Овер-сюр-Уаз.
Проездом через Париж он остановился у Тео, но
ненадолго. Вообще Винсент был бы очень рад
повидать Гогена. Он хотел погостить месяц у него
в Бретани, но Гоген уклонился от этого
предложения...
Гоген в это время
был полностью поглощен предстоящей поездкой.
Бернар убедил его изменить первоначальный план и
отправиться в Океанию, на Таити. Но, в общем, в эту
пору не маршрут путешествия причинял тревоги
Гогену, он был озабочен денежными проблемами...
В начале августа,
когда его все сильнее тревожило финансовое
будущее его поездки на Таити, он получил известие
о смерти Ван Гога. 27 июля на Овернском нагорье
Винсент прострелил себе грудь.
"Как ни печальна
эта кончина, - писал Гоген Бернару, - я не очень
горюю о ней, потому что предвидел ее и знал, какие
муки терпел бедняга Ван Гог в борьбе со своим
безумием. Умереть теперь для него большое
счастье, потому что он избавился о страданий, и,
если он восстанет к другой жизни, он (по закону
Будды) пожнет плоды своего добродетельного
поведения в этом мире. Он унес с собой утешение,
что брат не покинул его и некоторые художники
поняли..."
Довольно холодный
отклик. Но какое значение имел теперь Винсент в
жизни Гоген? Гоген был слишком озабочен своей
собственной судьбой, чтобы беспокоиться о тех,
кто имел к ней лишь отдаленное отношение.
И вдруг в начале
октября Гогену вручили две телеграммы. Их послал
Тео. "Поездка в тропики обеспечена. Высылаю
деньги", - было сказано в первой. "Присылайте
все ваши произведения. Есть надежные
покупатели", - значилось во второй.
Телеграммы были
настолько неожиданны, что Гоген не мог побороть
сомнения. Может быть, кто-то над ним подшутил. Но
кто? Бернар? Писсарро? Невозможно! Но тогда,
значит, значит... Мало-помалу, Гоген воодушевился.
"Если дело сладится, - писал он Шуффу, - моя
поездка на Таити станет чудесным сном, еще более
прекрасным, чем я предполагал. Наконец-то
последние годы моей жизни пройдут счастливо,
целиком отданные искусству и радости жизни, без
денежных забот, на лоне таитянской природы!.. Там
вечный отдых и радость жизни!"
Отрезвление
оказалось жестоким. Хроническая болезнь,
подтачивавшая организм Тео, внезапно приняла
острую форму, и он впал в буйное помешательство. В
бреду его преследовали воспоминания о брате.
Может быть, укоры совести - в воскресенье, перед
самоубийством Винсента, у братьев произошло
тяжелое объяснение, во время которого были, как
видно, произнесены непоправимые слова.
Уволившись из галереи Буссо и Валадона, Тео решил
создать ассоциацию художников, как мечтал
Винсент, решил помочь Гогену, как мечтал Винсент,
послал телеграммы, а потом попытался убить
молодую жену и грудного ребенка, появление
которого внесло смятение в жизнь его брата,
любившего Тео мучительной любовью собственника,
и усугубило чувство вины, которое и прежде мучило
Винсента. "Теперь, когда ты женился, мы должны
жить не ради великих идей, а, поверь мне, только
ради маленьких". 12 октября Тео был помещен в
больницу, через два дня его перевели в лечебницу
доктора Бланша. "Отверженные" - такую
надпись сделал когда-то Гоген на автопортрете,
который он послал Винсенту..."
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Гогена"./ Пер. с фр.
Ю.Я.Яхниной. - М.: ОАО Издательство "Радуга",
2001. - 320 с., с илл.
Книга
на ОЗОНе