Поль Гоген: биография
Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
"...Сомневаясь в
себе и словно бы желая получить подтверждение,
что его усилия не совсем напрасны, Гоген решил
втайне от всех попытать счастья в Салоне 1876 года.
Когда наступил срок представления картин, он
послал в жюри "Лес в Вирофле".
Жюри 1876 года, злобно
ненавидевшее Эдуарда Мане - художника,
возбуждавшего в ту пору наиболее жаркие споры, -
отвергло две картины, представленные этим
знаменитым и гонимым автором, но приняло
"Лес", написанный каким-то незнакомцем.
"Г-н Поль Гоген...
подает большие надежды", - писал один из
критиков.
Гоген не разделял
мнение жюри о Мане. Мане был художником, которого
в эту пору своей жизни он считал, пожалуй,
наиболее интересным. Он внимательно изучал его
картины.
Гоген продвигался
вслепую. Целый мир форм, красок, чувств бушевал в
нем, а он не мог его уловить. Зыбкий мир,
таинственный, как туманности, в которых
нарождаются еще не оформившиеся мириады звезд,
чья молочная расплывчатая масса переливается в
пространстве. Этот мир давил на него. Под
влиянием Мане Гоген писал картину за картиной, в
частности натюрморты.
Посвящая живописи
все свободное время, он ощупью, неуверенно искал
свою дорогу. Принадлежа к породе бессонных душ,
он часто за полночь бился над каким-нибудь
начатым этюдом и отрывался от него против воли с
тяжелым, гнетущим чувством недовольства собой.
Весной 1876 года в
галерее Дюран-Рюэля состоялась вторая выставка
импрессионистов. Среди них был Камиль Писсарро,.
о котором Гоген часто слышал от братьев Ароза. У
Гюстава и Ашиля было не меньше восьми картин
этого художника, который, несмотря на свой
талант, упорный труд и долгую борьбу (Писсарро
уже исполнилось сорок шесть лет), продолжал
бедствовать. Если ему встречался любитель,
готовый уплатить за картину сто франков,
Писсарро без колебаний расставался со своим
полотном.
Гогену случилось
несколько раз говорить с Писсарро у Дюран-Рюэля,
а может быть, и у одного из братьев Ароза - этого
было довольно, чтобы Гоген привязался к Писсарро.
Биржевик сразу
оценил, как глубоки, обдуманы и выношены суждения
этого художника, который был значительно старше
Гогена и которому так не повезло. В Писсарро с его
пушистой белой бородой и почти голым черепом
было что-то от библейского патриарха (по
происхождению он был еврей), Увлеченный
проблемами техники и различными теориями, не
только художественными, но и политическими
(Писсарро увлекался социализмом), художник любил
делиться с другими своими знаниями, опытом,
внушать им свои убеждения. В нем жила глубокая
внутренняя потребность в педагогической
деятельности. На редкость терпеливый, не
склонный к безапелляционности и совершенно
лишенный чувства превосходства, он обладал
величайшим достоинством педагога по призванию -
умением ясно излагать свои мысли. Гоген слушал
его со страстным интересом. Ему казалось, что
Писсарро внезапно осветил ему путь - он
почувствовал, что с его плеч упал тяжелый груз.
Писсарро был
учеником Коро, потом его увлек Курбе и, наконец,
Мане. Он входил в ту самую "банду Мане",
которая сложилась после скандала с
"Олимпией", в 1865 году, и собиралась в кафе
Гербуа, на бульваре Батиньоль. Это кафе стало
колыбелью импрессионизма. Писсарро ближе
познакомил Гогена с живописью художников -
новаторов, которые решительно отказались от
приемов академической школы и которых пресса
поливала грязью, - это были Клод Моне, Эдгар Дега,
Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Поль Сезанн, Берта
Моризо... Писсарро учил биржевика тому, чему до
него учил уже других художников. Убежденный
сторонник "светлой" палитры, он повторял
Гогену, как прежде Сезанну, в жизни которого
сыграл огроную роль, что писать надо только
"тремя основными цветами и их
непосредственными производными".
И Гоген без
колебаний пошел на выучку к Писсарро. Он
приглашал Писсарро к себе, расспрашивал его,
показывал ему свои наброски, прислушивался к его
замечаниям и советам.
Писсарро учил
Гогена не одним только принципам
импрессионистической живописи. Сам того не
желая, он подал ему пример жизни, целиком и
полностью отданной служению искусству.
Искусство не терпит половинчатости. "Я бросил
все" - эти три слова сыграли в жизни Гогена роль
фермента.
Гоген иногда
встречался с Писсарро в кафе "Новые Афины",
куда, покинув кафе "Гербуа", перебралась
"банда Мане", пополнившаяся новыми членами.
Многочисленные участники выставок
импрессионистов, их друзья, критики, кое-кто из
писателей приходили сюда поболтать в круглом
зале, расположенном в глубине кафе и
называвшемся "Сенакль".
Биржевик больше не
посылал в Салон ни одной своей работы. Он
примкнул к непокорным. Можно было заранее
сказать, что, когда придется выбирать между
гонимыми, непризнаваемыми импрессионистами и
академиками, милыми сердцу добряка Шуффа, Гоген
изберет первых. Импрессионисты с их главой Мане -
главой неблагодарным, потому что, мечтая об
официальном успехе, он отрекался от своих
последователей, хотя любил их и помогал им, -
представляли собой единственное жизнеспособное
течение современной живописи. Слова Писсарро
были для Гогена откровением, но к этому
откровению его подготовило все - начиная от
волнения, которое он впервые почувствовал перед
картинами из коллекции Ароза, и кончая влиянием
Коро, а потом Мане, которое он сознательно
воспринял.
Однако Гоген
по-разному оценивал произведения
импрессионистов, которые составляли куда менее
однородную группу, чем это рисовалось
насмешникам профанам. Игра света в небесах и на
воде, света, пробивающегося сквозь дымку
испарений или сквозь листву, его переливы, тени и
отражения, которые с увлечением передавали Моне,
Ренуар, Сислей (Моне в это время писал серию
картин под стеклянным куполом вокзала Сен-Лазар,
Ренуар только что окончил "Бал в Мулен де ла
Галетт", Сислей - "Наводнение в Пор-Марли"),
не привлекали внимания Гогена. Эти картины были
слишком радужны и воздушны, чтобы всерьез
тронуть его. Подобное искусство так же мало
отвечало его созерцательной натуре, как
некоторые излюбленные сюжеты импрессионистов -
все эти полотна, где нарядные краски
запечатлевали веселье воскресных народных
гуляний, пригородные ресторанчики; гребцов -
мужчин и женщин - скользящих в лодках по Сене,
переливающейся в солнечных лучах, сады с
влюбленными парочками, где в гуще зелени
расцветают великолепные цветы. Гогену куда
больше нравились сельские пейзажи Писсарро,
написанные в тонах более сдержанных, глухих,
менее блистательные, но передававшие
значительность людей и явлений, связанных с
землей. Биржевик, чьи предки в общем-то еще
недавно крестьянствовали в Гатине - да и разве не
от крестьян унаследовал Гоген свою тяжеловесную
медлительность, свою привычку все обдумывать не
торопясь, - биржевик в цилиндре ни разу так и не
написал ни одну из миловидных парижанок, которые
прогуливаясь под зонтиками в платьях с
турнюрами, пленяли взоры многих художников,
собиравшихся в кафе "Новые Афины".
Впрочем, Гоген не
сошелся близко ни с кем из группы
импрессионистов, за исключением одного из
подопечных Писсарро - Армана Гийомена, который
был старше Гогена на семь с половиной лет. За
плечами Гийомена был уже довольно долгий
творческий путь - он участвовал в памятной
выставке Салона отверженных в 1863 году. Но путь
этот не был гладким. Гийомен тоже оставался
художником-любителем, может, поэтому они с
Гогеном почувствовали взаимное тяготение и им
было легче сблизиться друг с другом.
Гийомен служил
приказчиком в бельевом магазине, потом
чиновником в канцелярии Управления железной
дороги Париж - Орлеан. Потом бросил службу в
безумной надежде прожить живописью. Это ему не
удалось. И после двух лет лишений, отказавшись
делить тяжкую участь Писсарро (вместе с которым,
чтобы заработать немного денег, он расписывал
шторы), он вернулся на службу, стал чиновником
муниципалитета.
Писсарро несмотря
на свое бедственное положение осуждал Гийомена
за то, в чем видел едва ли не трусость. "Нельзя
лавировать", - говорил он. Гийомен предпочел
твердый заработок ненадежной стезе искусства.
Но, избрав спокойную жизнь, он обрек себя на
неизбежное недовольство собой. Гийомен страдал,
что не может писать так, как хотел бы. И те
проблемы, которые встали перед ним, не могли не
встать однажды перед Гогеном.
Гоген играл на бирже
и выигрывал - выигрывал с неизменным успехом.
Десять тысяч франков, двадцать пять тысяч,
тридцать тысяч... За последние месяцы он
заработал сорок тысяч франков золотом.
Воспользовавшись этим, Гоген перебрался в новую
квартиру - роскошный павильон, при котором была
просторная мастерская, выходившая в громадный
сад.
На гребне успеха
биржевой маклер меньше, чем когда-либо, считался
с расходами. Он беспечно засадил свой сад розами
редких сортов и, уступив давнему желанию, увешал
стены дома целой коллекцией картин: в несколько
приемов он истратил на картины пятнадцать тысяч
франков.
Гоген накупил
полотна Писсарро, Гийомена, Ренуара (ему повезло -
он приобрел работу Ренуара за 30 франков), Моне,
Сислея, Дега, Сезанна (среди последних -
великолепный натюрморт), Мэри Кассат, Домье,
Йонгкинда, Леви-Брауна. У Дюран=Рюэля он купил
также "Голландский пейзаж" Мане. Желая
приобрести еще какое-нибудь произведение творца
"Олимпии", Гоген обратился к самому
художнику, и тот за пятьсот франков продал ему
пастель "Фуфайка".
Возможно, что именно
тогда, увидев картину Гогена, Мане похвалил
художника.
"Очень хорошо!" - сказал он, прищелкнув
языком, что выражало у него восхищение.
"Что вы! - возразил Гоген. - Я всего лишь
любитель!"
"О нет! - ответил Мане. - Любители - это те,
кто пишут плохие картины".
"Мне было приятно это услышать", - скажет
впоследствии Гоген.
Гоген с головой
уходя в работу, писал и рисовал на улицах района
Вожирар.
Дега, чтобы выразить
свое уважение "любителю", купил у него
картину.
Но таким ли
убежденным импрессионистом был Гоген? Что бы он
сам ни думал в эту пору, его родство с
импрессионистами оставалось чисто
поверхностным - оно не затрагивало глубин его
души. Воспроизводить реальный мир таким, каким
его видит глаз, запечатлевать на холсте
зрительное восприятие в его первозданном виде,
посвятить себя передаче внешних явлений - того,
что происходит вне художника, - разве мог
признать это конечной целью искусства Гоген, для
которого существовал внутренний мир, и только он
один?
Гоген писал на
улочках района Вожирар. Он написал церковь
Сен-Ламбер, высившуюся на участке рядом с его
домом. Написал свой сад и написал обнаженную
женщину - позировала ему служанка Жюстина.
|
"Обнаженная".
1880 г.
Холст, масло. 115х80 см.
Новая Глиптотека Карлсберга, Копенгаген. |
В этой обнаженной
Гоген как нельзя более полно выразил то, что
отличало его от импрессионистов. В самом деле,
трудно найти что-либо общее между женщиной,
сидящей на краю дивана и склонившей безрадостное
лицо над тканью, которую она штопает, и
обнаженными женщинами Ренуара, с их цветущей и
сверкающей плотью!
Кисть Ренуара
ласкает поверхность кожи. Под кистью Гогена
сквозь формы тела проступает душа. Ренуар и
другие импрессионисты пишут зримое, Гоген,
сознательно или нет, пытается писать то, что
находится за пределами зримого, то, что зримое в
какой-то мере отражает.
По сути,
импрессионизм был наследником реализма. В обоих
случаях речь шла о том, чтобы изображать
"видимые предметы", правда различными
средствами. Гораздо позже, когда Гогену станет
ясен смысл его собственных исканий и он поймет, к
чему они ведут, он не случайно скажет об
импрессионистах, что они вели свои поиски вокруг
видимого глазу, а не в таинственном центре
мысли". Обнаженная, написанная Гогеном, с ее
тяжелым, непривлекательным телом, с ее
выражением печали вовсе не была героиней
натуралистического "среза жизни". Она была
вестницей внутреннего мира Гогена, того
неведомого мира, первым неожиданным проявлением
которого и было это полотно.
Гоген ходил на
выставки, в галереи, в музеи, изучал, размышлял.
Все давало ему пищу для раздумий - и колючее
искусство Дега, столь далекое от импрессионизма
во вкусе Клода Моне, и стилизованное. рассудочное
искусство Пюви де Шаванна, и гравюры великих
японцев, и азиатская скульптура. Восток
притягивал его. Вдохновляясь восточными
мотивами, он работал над деревянной скульптурой.
С интересом Гоген наблюдал и за работой Сезанна.
За истекшие годы искусство Сезанна претерпело
большие изменения. И для этого художника
импрессионизм не был конечной целью. Его не
удовлетворяли чисто зрительные ощущения. Они
только элемент, который художник должен
преобразовать, "осмыслить", чтобы
"скомпоновать". Гоген с таким интересом
наблюдал за работой художника из Экса, что
подозрительный провансалец стал беспокоиться:
уж не собирается ли этот маклер, чего доброго,
воспользоваться его восприятием, "стянуть у
него мотивы". Недоверие это несколько
смягчалось явным уважением маклера к живописи
Сезанна - сам Сезанн, человек грубый и зачастую
неприятный в обращении, нравился Гогену
значительно меньше. Но вот удивился бы художник
из Экса, если бы узнал, как воспринимает его
Гоген. Сезанн, говорил Гоген, напоминает
"древнего левантинца", от него веет каким-то
восточным мистицизмом"...
По материалам
книги А.Перрюшо "Жизнь Гогена"./ Пер. с фр.
Ю.Я.Яхниной. - М.: ОАО Издательство "Радуга",
2001. - 320 с., с илл.
Книга
на ОЗОНе