Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
На январскую выставку
"Группы двадцати" 1890 года Лотрек представил
пять полотен: этюды женщин и картину "В
Мулен-де-ла-Галетт", которую он, видимо, ценил,
так как уже показывал ее в Салоне независимых. В
брюссельской выставке приняли участие также
Ренуар, Синьяк, Одилон Редон, Сислей и даже
Сезанн, приславший из Экса, где он жил в
уединении, три своих работы. Были на этой
выставке и работы друга Лотрека - Ван Гога.
В это время сам Ван Гог,
помещенный по его собственной просьбе в больницу
для душевнобольных, которая находилась в
Сен-Поль-де-Мозоле, около Сен-Реми-де-Прованс,
мужественно сражался со своей болезнью. Это была
трагическая борьба. Он всегда чувствовал
приближение приступов, которые периодически
повторялись, и, едва оправившись, тотчас же снова,
с еще большим рвением принимался за работу,
"трудясь как одержимый". На стенах
Королевского музея современного искусства, где
проходила выставка "Группы двадцати", шесть
картин Ван Гога прозвучали как победоносные
фанфары. Лотрек не мог насмотреться на его
"Подсолнухи", на "Плющ" и "Красный
виноградник", на "Пшеничное поле при восходе
солнца" и "Фруктовый сад в цвету". Неужели
надо быть сумасшедшим, чтобы достичь таких
вершин? Неужели за все головокружительные взлеты
надо обязательно расплачиваться страданиями,
тоской и безумием? Ведь за сколькими великими
произведениями стоит больная психика их
создателя, невроз, патология!
Однако картины Ван Гога
отнюдь не вызвали всеобщего восторга.
Восемнадцатого января, в день открытия выставки,
состоялся банкет, на котором присутствовали все
члены "Группы двадцати", а также несколько
человек из тех художников, кого пригласили
участвовать в выставке. Среди приглашенных были
Лотрек и Синьяк. За два дня до вернисажа один из
"Группы двадцати", бельгийский художник
Анри де Гру, тщедушный человек, ростом не выше
Лотрека, вечно закутанный в широкий зеленоватый
плащ (за что его прозвали "Колоколом"),
объявил, что он снимет свои картины, если из зала
не уберут "отвратительную мазню" Ван Гога,
этого "наемного провокатора". Во время
банкета де Гру еще раз громогласно оскорбил Ван
Гога, назвав его "невеждой" и
"шарлатаном". Тогда Лотрек, несмотря на свою
ненависть к скандалам, вскочил с места и,
размахивая своими короткими ручками, закричал,
что "это возмутительно - оскорблять такого
великого художника".
Де Гру стоял на своем. Дело
дошло до того, что Лотрек и де Гру, под общий
гвалт, выбрали секундантов. Тогда Синьяк,
перекрывая шум голосов, вдруг заявил ледяным
тоном, что, если случится несчастье и Лотрек
будет убит на дуэли, он "сам продолжит
дуэль".
Дело принимало трагический
оборот. Октав Маус был очень огорчен, тем более
что он прекрасно понимал, как жалко и как смешно
будет выглядеть дуэль между этими двумя
карликами - Колоколом и Лотреком. На следующий
день он сразу же принялся за дело: нужно добиться,
чтобы де Гру извинился перед Лотреком. И он
добился этого, хотя и не без труда. Де Гру вышел из
"Группы двадцати".
Некоторое время спустя кто-то купил одно из
полотен Ван Гога - "Красный виноградник".
Если Лотрек об этом узнал, он наверняка
порадовался. "Красный виноградник" - первое
произведение, проданное при жизни Ван Гога.
В конце мая Ван Гог уехали из
Прованса и поселился в Овере, на Уазе. Шестого
июля, в воскресенье, в Париже Лотрек обедал с
Винсентом у его брата Тео, в сите Пигаль.
Атмосфера в маленькой квартирке была крайне
накалена. Что же произошло? Дела Тео шли неважно,
это бесспорно. Винсент - может быть, его опять
где-то раскритиковали? - очень нервничал. Да,
обстановка была напряженная, тяжелая. Казалось,
вокруг бродят какие-то призраки. Лотрек изо всех
сил старался развеселить хозяев. После обеда он
повел Ван Гога к себе в мастерскую показать свои
последние работы и среди них - портрет
мадемуазель Дио, который Винсент нашел
"поразительным". Потом друзья расстались.
Это была их последняя
встреча. Ровно через три недели Ван Гог,
истерзанный душевными муками, поднялся на
Оверское плато и выстрелил себе в грудь.
"Страданиям нет конца!" - сказал он, умирая.
Ему было тридцать семь лет.
Лотрек писал и писал. Он
писал лица уличных женщин, показывая "не то,
что противно человеческой сущности, а наоборот -
нечто глубоко человеческое". Как и Ван Гог,
Лотрек должен нести свой крест до конца. Тридцать
семь лет! Всего тридцать семь лет - и сердце
Винсента, переполненное горем и любовью,
перестало биться…
По материалам книги
А.Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека"/ Пер. с франц.
И.Эренбург. - М.: ОАО Издательство "Радуга",
2001. - 272 с., с илл. Книга на
ОЗОНе