В
"Мулен Руж" Лотрек не мог оторвать глаз и от
Джейн Авриль, маленькой, красивой, хрупкой
женщины с грустным лицом "падшего ангела", с
меланхоличным взглядом и кругами под глазами,
которые еще больше подчеркивали эту
меланхоличность. Это была утонченная натура,
наделенная каким-то особым аристократизмом: цвет
платья и белья у нее всегда был подобран с
удивительным вкусом. Джейн Авриль танцевала
одна, без партнера, и полностью отдавалась во
власть музыки и ритма, с застывшей загадочной
улыбкой, "грезя о красоте", вскидывая ноги то
в одну сторону, то в другую, почти вертикально,
исполняла четкие па, вкладывая в танец всю свою
душу. Джейн Авриль -
ее звали также Ла Меленит - совершенно не
походила на других танцовщиц и очень привлекала
Лотрека. Она была незаконнорожденной дочерью
итальянского аристократа и бывшей дамы
полусвета Второй империи. В детстве она
настрадалась от грубости своей матери,
неуравновешенной и извращенной женщины, внешнее
обаяние которой не могло скрыть даже от
любовников ее раздражительный, жесткий характер.
Эта бывшая кокотка была не в состоянии смириться
с нуждой. Она то впадала в депрессию и у нее
начиналась мания преследования, то приходила в
возбужденное состояние и ее охватывала мания
величия. Она вымещала на дочери свою неудачную
жизнь, терроризировала ее, угрожая ей страшными
наказаниями, если та вздумает пожаловаться
соседям или закричать. Она посылала девочку по
дворам петь и просить милостыню. Не выдержав,
Джейн убежала из дома, и этот первый ее побег
закончился в больнице Сальпетриер, в отделении
Шарко, где ее лечили от нервного потрясения.
После этого девочку вернули матери, которая
стала толкать ее на проституцию. В семнадцать лет
она снова сбежала и уже не вернулась, сохранив на
всю жизнь отвращение "ко всему низкому,
вульгарному и грубому". У нее были покровители,
но она никогда не продавала себя и заводила
романы только с теми, кто ей нравился. Музыка и
танец стали ее убежищем. Сначала она работала
наездницей на ипподроме на авеню Альма, потом
кассиршей на Всемирной выставке 1889 года, затем
пришла в "Мулен Руж", где ее очень тепло
принял Зидлер.
Лотрек тоже испытывал
дружеские чувства к этой болезненной,
впечатлительной молодой женщине с несчастным
лицом, бирюзовыми глазами, попавшей в толпу
девок, которые называли ее Безумная Джейн. Они
считали ее чужой. Она разбиралась в картинах и
книгах, у нее был хороший вкус. Ее утонченность,
изысканность, культура, одним словом,
"одухотворенность" выделяли Джейн среди
товарок по "Мулен Руж", которые, как водится,
ненавидели ее за это.
У Ла Гулю танец был
проявлением чувственности, звериных инстинктов,
выражаемых в ритме, что и создало ей порочную
славу. Танец Джейн Авриль наполнен мыслью - это
был язык, которым она объяснялась с миром. Лотрек
упивался изящными па, гармоничным сочетанием
цветов ее костюмов - черное, зеленое, фиолетовое,
голубое, оранжевое, - она одна из всех танцовщиц
"Мулен Руж" выступала не в белых нижних
юбках, а в цветных - из шелка или муслина.
Он без конца писал ее,
очарованный ее своеобразным лицом, сдержанным и
потому, как это ни странно, особенно
привлекательным, придававшим ей "волнующий"
шарм, порочный, как уверяли некоторые, или же, как
его остроумно определил Артур Саймонс, - шарм
"развращенной девственницы". Лотерк написал
ее исполняющей сольный танец, с поднятой ногой,
затем выходящей из "Мулен Руж". На одной
картине она, закутавшись в широкое манто,
засунула руки в карманы, на другой - натягивает
перчатки. И каждый раз художник уделяет особое
внимание болезненному, задумчивому,
странно-грустному лицу этой женщины, которую
одни посетители кабаре считали морфинисткой,
другие - "немножко свихнувшейся девушкой из
порядочной английской семьи, родные которой,
чтобы отделаться от нее, назначили ей пенсию",
некоторые утверждали, что ее настольной книгой
является Паскаль.
Дружеские чувства Лотрека к
Джейн Авриль находили у нее полную взаимность.
Плененная талантом художника, она охотно
соглашалась позировать ему в мастерской, нередко
играя там роль хозяйки. Она часто обедала с ним в
знаменитом ресторане Латюиля, на авеню Клиши,
приходила к нему в кабаре Брюана. Пожалуй, Лотрек
был так прельщен Джейн Авриль потому, что в ней
его интересовала не танцовщица, а ярко
выраженная личность, что обычно его так
привлекало. Кадриль, судя по картинам все меньше
очаровывала его. Танец перестал его вдохновлять.
Действительно, во всех сценах в "Мулен Руж" -
они у него многочисленны и разнообразны - он
почти нигде не изображает вихрь танца. А там, где
все-таки Лотрек обращается к кадрили, он передает
момент, когда оркестр еще не начал играть и
партнеры с вызывающим видом неподвижно стоят
друг против друга.
По материалам книги
А.Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека"/ Пер. с франц.
И.Эренбург. - М.: ОАО Издательство "Радуга",
2001. - 272 с., с илл. Книга на
ОЗОНе
|