Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Наибольшую известность принесли
Тулуз-Лотреку его изящные стилизованные плакаты.
Однако художник успешно работал в различных
жанрах и различной технике, остро и тонко
изображая человеческую натуру.
Несмотря на то, что жизнь
Тулуз-Лотрека оказалась очень короткой (да к тому
же омраченной болезнями), он успел оставить после
себя огромное наследие. Полный каталог его работ,
изданный в 1971 году, составил шесть томов; в нем
перечислено 737 картин, 275 акварелей, 369 гравюр
(включая плакаты) и около 5000 рисунков.
Лотрек мог работать помногу.
Бурно проведенные ночи ему нисколько не мешали.
Сколько бы ни было выпито накануне, рано утром он
неизменно отправлялся в свою мастерскую или к
граверам, чтобы проследить за их работой и, в
случае необходимости, внести поправки. Иногда
художник появлялся у них в вечернем костюме, не
желая тратить драгоценное время на переодевание.
Почти все творчество Лотрека
автобиографично. Он писал людей, которых видел
каждый день, и места, где бывал каждую ночь, -
улицы, клубы, кафе, варьете и публичные дома
Монмартра. Многие персонажи Лотрека -
проститутки, их клиенты, прохожие, пьяницы -
остались безымянными; другие герои его картин
легко узнаваемы. Это относится, например, к
певице Иветт Гильбер или к элегантной танцовщице
Джейн Авриль, чьи образы не раз возникают на
полотнах Лотрека. Он всегда писал людей с
теплотой, окрашенной нотками юмора. Впрочем, этот
грустный юмор не обманывал внимательных - за ним
они видели тоску разочарования, а иногда -
особенно в сценах из жизни публичного дома - и
настоящее отчаяние. Тулуз-Лотрек не питал
иллюзий относительно окружающей его жизни, при
этом стремясь к тому, чтобы его образы вызывали у
зрителя симпатию, но не жалость.
Бонна и Кормон, учителя
молодого живописца, старались привить молодому
художнику академическую манеру, основанную на
высокой технике рисунка. Поначалу восприняв эти
уроки с ученическим пылом, он очень быстро нашел
себе других кумиров. В первую очередь, ими стали
импрессионисты. Лотрек по-настоящему восхищался
картинами Дега, и этому не мешали ни
стилистические расхождения, ни то, что Дега, в
отличие от распахнутого всем ветрам жизни
младшего коллеги, слыл холодным и замкнутым
человеком. Впрочем, кое-что Лотрек у Дега
определенно позаимствовал.
Так, например, "косые"
композиции Лотрека, создающие впечатление
брошенного со стороны беглого взгляда, отчасти
основаны на принципах, разработанных Дега (хотя
не обошлось здесь и без увлечения японской
гравюрой). Подобно дега, Лотрек обладал
способностью вызвать у зрителя ощущение
случайности увиденного - как это ни
парадоксально, такое ощущение было следствием
тщательного и кропотливого выстраивания
композиции. В упорных поисках ее окончательного,
единственно нужного вида, он постоянно делал
наброски. Как и Дега, Лотрек смело использовал
нетрадиционные технические приемы и предпочитал
писать на картоне, а не на холсте. Он никогда не
стремился к передаче второстепенных деталей. Его
кисть была не гладкой (как того требовали
академические правила), но широкой и густой, а
картон позволял художнику добиваться самых
необычных эффектов.
Лотрек замечательно писал
маслом, но при этом не забывал и о других техниках
и постоянно пробовал свои силы в них. Он по праву
считается одним из самых выдающихся графиков XIX
века.
Почти все гравюры Лотрека
выполнены в технике литографии. Эту технику
изобрели в 1798 году; вскоре она получила широкое
распространение. Художники любили ее за ту
свободу, что она им предоставляла. Печатной
формой в ней служит камень, изображение на
который наносят жирной литографической тушью
или литографическим карандашом. То есть мастера,
обращающиеся к литографии, теперь могли просто
рисовать, а не вырезать изображение на металле
или дереве.
Всю техническую сторону дела
многие из них предоставляли решать
профессиональным печатникам. Лотрек и тут
поступал по-своему, проявляя живой интерес
именно к "технологии". Он даже придумал
новый способ создания пятнистого эффекта, нанося
для этого на литографский камень тушь с помощью
зубной щетки. Он вообще был прирожденным
экспериментатором. Так, Лотрек любил
использовать в одной и той же работе техники,
считающиеся несовместимыми, - например, сочетал
масло и пастель. При этом всякого
теоретизирования он сторонился.
Среди его литографий мы
найдем разножанровые работы - вплоть до карты для
меню. Но самыми знаменитыми считаются, конечно
же, его плакаты. Лотрек создал около 30 плакатов -
все до одного в литографической технике. Само
количество лотрековских плакатов не слишком
впечатляет. Знаменитый плакатист, классик жанра
Жюль Шере (1836-1933) "выдал на гора" за свою
жизнь более тысячи плакатов. Лотрек брал не
числом, а оригинальностью. И не ошибся - его имя
навсегда вписано в историю художественного
плаката.
Сам этот жанр появился
благодаря новой технологии, разработанной во
второй половине XIX века и позволявшей печатать
цветные изображения на дешевой бумаге. Лотрек
умел свести изображение к нескольким смелым,
широким штрихам, требующим минимальной цветовой
гаммы. Его плакаты были выполнены в столь
энергичной и неповторимой манере, что все
образцы плакатного жанра, существовавшие до его
"вторжения" в эту область, стали казаться на
фоне его работ убогими и плоскими.
Плакаты принесли ЛОтреку
наибольшую известность и являются, вероятно,
самым существенным его вкладом в развитие
изобразительного искусства. Но талант художника
не менее ярко светит и в его более интимных, не
рассчитанных на широкого зрителя, работах. В них
Лотрек с удивительной откровенностью
разрабатывал сексуальные сюжеты. Это, как
правило, постельные сцены или сцены из жизни
публичных домов. Обращаясь к ним, Лотрек не хотел
никого эпатировать, не пытался (в отличие от
многих своих современников) щекотать нервы
зрителю. Он ничего не приукрашивал и не
преувеличивал, глядя на своих героев с теплотой и
пониманием.
Анри де Тулуз-Лотрек
действительно был человеком маленького роста, но
с огромным любящим сердцем.
ПАСТЕЛИ
Пастелью Лотрек чаще делал
наброски. Гораздо реже он пользовался ею для
создания законченных работ. Наиболее известной
пастелью художника считается профильный портрет
Винсента Ван Гога, написанный в 1887 году.
Портрет выполнен в необычной для Лотрека манере.
Он использовал в нем мелкие, налегающие друг на
друга, штрихи, в то время как для большинства его
рисунков и картин характерен широкий и длинный
штрих. Возможно, такой подход был спровоцирован
техникой самого Ван Гога, писавшего в то время
мелкими мазками. Иногда Лотрек сочетал пастель с
тушью, карандашом или (как в случае с рисунком "Молодая
женщина в перчатках", 1901) мелом.
"Портрет Ван Гога". 1887 г.
Картон, пастель. 54х45 см.
Амстердам. Государственный музей.
|
"Молодая женщина в перчатках".
1901 г.
Пастель, мел.
Национальная галерея, Лондон.
|
ЛИТОГРАФИИ
В 1798 году был изобретен новый
вид гравюры - литография. Для цветной литографии,
появившейся в 1830-х годах, использовали несколько
камней (по одному для каждого цвета) и, накладывая
изображения друг на друга, получали
многокрасочный оттиск. Лотрек создал более 300
литографий. Он считал их не менее значимыми для
своего творчества, чем картины, всегда выставляя
их вместе. Самыми запоминающимися литографиями
Лотрека были, разумеется, его плакаты (например,
афиши выступления танцовщицы Джейн Авриль).
Афиша "Джейн Авриль". 1893 г.
130х95 см.
|
Литография к роману "Царица
радости".
Художественный архив.
|
РИСУНКИ
Лотрек постоянно рисовал.
Некоторые из его рисунков можно рассматривать
как законченные работы, но основная их часть
является набросками к будущим картинам и
литографиям - как, например, "быстрый" этюд к
литографии "Лойе Фуллер в
"Фоли-Бержер", 1893. Иногда рисунок
Лотрека - это карикатура, передающая несколькими
штрихами характерный жест или внешность.
Примером такого рисунка является "Автопортрет",
1896. Свои рисунки Лотрек делал не только
карандашом, но и тушью, мелом, углем. Очень часто в
одном рисунке он использовал разные техники.
"Лойе Фуллер в "Фоли-Бержер".
1893 г.
Национальная галерея, Лондон.
|
"Автопортрет". 1896 г.
Музей Тулуз-Лотрека, Альби
|
ЛОШАДИ
На ранних картинах Лотрека
часто встречаются лошади. Мальчиком он любил
ездить верхом и был очень опечален, когда
навсегда лишился этого удовольствия. Проходя
лечение на средиземноморском побережье, Анри
рисовал лошадей, глядя на них и окна или сидя на
улице в инвалидном кресле. В январе 1879 года он
писал своему товарищу: "Больше всего я люблю
рисовать лошадей и матросов. Лошади получаются у
меня намного лучше". Его ранние рисунки и
картины отличаются живостью, но не изяществом. "Экипаж"
написан в 1880-м, а "Путешествие
на почтовой карете" - в 1881 году. Первый
профессиональный учитель Лотрека, Рене Пренсто,
был художником-анималистом, и в немалой степени
ему Анри обязан своим умением точно изображать
лошадей. Позже Лотрек неоднократно обращался к
теме скачек, создавая сценки, подобные той, что мы
видим на картине Дега "Жокей", 1899.
"Экипаж". 1880 г.
Национальная галерея, Лондон.
|
"Путешествие в почтовой карете".
1881 г.
Национальная галерея, Лондон.
|
ПОРТРЕТЫ
Лотрек не писал заказных
портретов, поэтому на его полотнах появляются
только лица спутников его жизни - не важно, были
они товарищами, родственниками или случайными
знакомцами. То, что художнику приходилось
вращаться в различных слоях общества, позволило
ему избежать однообразия - среди его героев мы
встретим аристократов, художников, писателей (на
акварели 1895 года изображена Мизия Натансон, жена
Таде Натансона, редактора журнала "Ревю
бланш"), спортсменов, врачей, певиц ("Портрет
Иветт Гильбер", 1894). Портреты особенно
близких ему людей Лотрек писал неоднократно.
Среди них можно упомянуть кузена художника
Габриэля Тапье де Селейрана (они были очень
экстравагантной парой, поскольку Габриэль
отличался необыкновенно высоким ростом) - в
качестве примера можно привести работу "Габриэль
Тапье де Селейран в театре "Коридор",
1894.
"Портрет Миссии Натансон". 1895 г.
Акварель.
Музей Тулуз-Лотрека, Альби.
|
"Габриэль Тапье де Селейран". 1894 г.
Холст, масло. 110х56 см.
|
"Портрет Иветт Гильбер". 1894 г.
Музей Тулуз-Лотрека, Альби.
|
ПУБЛИЧНЫЙ ДОМ
Многие работы Лотрека
посвящены сценам из жизни публичных домов. В
Париже у художника было два любимых публичных
дома, где он иногда пропадал неделями, общаясь
здесь с друзьями и рисуя проституток.
Обитательницы этих домов относились к художнику
нежно, и он отвечал им взаимностью. Лотрек очень
ценил то, что эти женщины не стеснялись
появляться перед ним обнаженными или
полуобнаженными, - это давало ему возможность
делать живые зарисовки с натуры ("Девушка
в корсете", 1896). Художник писал жизнь
проституток подробно и заинтересованно, но в
работах такого рода не было ит ени
морализаторства или сентиментальности. Он
изображал своих героинь, занятых будничными,
часто рутинными, делами, - моющимися ("Моющаяся
женщина", 1896), играющими в карты,
застилающими постель, лениво ожидающими клиента,
проходящими медицинское освидетельствование и
т.д. Продавая свое тело мужчинам, многие
проститутки становились лесбиянками, что не
укрылось от острого взгляда Лотрека ("Постель",
ок. 1892).
"Моющаяся женщина". 1896 г.
Цветная литография.
|
"Девушка в корсете". 1896 г.
Галерея Кристи, Лондон.
|
"Постель". 1892 г.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
ОБНАЖЕННЫЕ
Будучи начинающим
художником, Лотрек изредка писал ради упражнения
мужскую обнаженную натуру. Но гораздо более
преуспел он в изображении обнаженных женщин.
Женское тело у Лотрека выглядит тяжелым,
реальным; он не желает идеализировать его. Как
правило, художник писал не молодых красавиц, а
зрелых женщин с начинающей увядать плотью.
Женские образы ЛОтрека очень интимны, и в этом их
главное сходство с женскими образами Дега,
творчеством которого он так восхищался. Правда, в
отличие от бесстрастного Дега, Лотрек изображает
женщин с теплотой и глубоким сочувствием ("Рыжеволосая
женщина на коленях", 1897, "Туалет",
1899).
"Туалет". 1899 г.
Холст, масло. 67х54 см.
Музей д'Орсэ, Париж.
|
"Рыжеволосая женщина на коленях".
1897 г.
Художественный музей, Сан-Диего.
|
По материалам
"Художественная галерея. Тулуз-Лотрек", №22,
2005 г.